Автомобиль в горнолыжном режиме

Чтобы нам везде успеть – и накаться, и страну посмотреть, нам нужна машина. Автомобиль придает европейским каникулам совершенно новое качество – качество независимости от трансферов и транспортов. Если вы предполагаете брать в прокате автомобиль на весь срок вашего пребывания в стране, то вопрос – до какого города, а то и страны брать на самолет билет – совершенно теряет свое значение. До любого! Летите в Рона-Альпы? Отлично! Получив в аэропорту прибытия колеса, вам все равно, какой это аэропорт. Теперь вам не обязательно, чтобы это был аэропорт именно Шамбери или Гренобля – ближайших ко всем курортам. Теперь вашим аэропортом может стать Париж! И если в ряде случаев днем приезда или отъезда приходится жертвовать, то, решившись арендовать машину, этот минус превратите в плюс. В самом деле, почему бы лишний раз и не посетить Париж? Тем более, если этот раз не лишний, а первый.

Автомобильные возможности – это оперативность в посещении всех окрестных городов вокруг вашего курорта и, кроме того, возможность покататься на склонах нескольких разных курортов. Однако в горнолыжном туре на колесах есть свои нюансы, которые необходимо знать, чтобы, получив от него удовольствие, избежать возможных неудобств. Об этом – слово эксперту.

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ВЛАДИМИР ГОЛОВИН, ЖУРНАЛИСТ, АВТОР ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ И СТАТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ГОРНОЛЫЖНЫХ ЖУРНАЛАХ

По дороге из Парижа в Альпы можно ли избежать платных автомагистралей? Насколько это затрудняет путь? Когда я впервые ездил в горы через Париж, то чтобы получше узнать страну, проехал разными маршрутами. Из столицы Франции ехал в основном по скоростным, платным дорогам, а обратно проложил маршрут по бесплатным дорогам местного значения. Это позволило увидеть небольшие французские городки с богатой историей. Средняя скорость движения при этом заметно снижается, а количество впечатлений возрастает. Например, дорогого стоит чашка кофе с круассаном в небольшом кафе под стенами средневековой крепости. В той поездке по Франции у меня был «Пежо-807» со встроенным навигатором GPS от Clarion. «Навигатор» быстренько проглатывает диск с картами, и на цветном дисплее я получаю полную информацию о всех дорогах страны. Навигационная система позволяет выбрать две и более точки пути и прокладывать между ними оптимальный маршрут. Это позволяет свести потери времени к минимуму если вы задаете в качестве критерия максимальную быстроту или минимальные затраты, если зададите объезд платных дорог. Напомню, что дорога «в объезд» имеет существенные преимущества – вы на самом деле увидите страну.

Если в пути застанет ночь, обязательно ли в путешествии по Европе, ночевать в отеле? Можно ли поспать в машине? Это безопасно? Существуют ли для этого специальные парковки? Остановки на обочинах трасс, за исключением аварийных случаев, запрещены. Если вы едете всю ночь, то имеет смысл поспать несколько часов, на площадке для отдыха. Такие стоянки на трассе имеют большую парковку, бензозаправочную станцию, круглосуточный магазин, кафетерий. На них ночуют обычно дальнобойщики, реже автопутешественники. Для более комфортного отдыха лучше останавливаться на ночлег в придорожных мотелях сети Formula One или IBIS. Это обойдется в 50-60 евро с человека. В городах, как правило, существуют хостелы, в пригородах – кемпинги. Стоимость суток в том, и другом начинается от 15-25 евро с человека. Парковка предусмотрена. Все варианты абсолютно безопасны, хотя, как вы понимаете, случаи бывают всякие.

Известно, что вождение в горах, особенно зимой, требует особых навыков. Существуют ли в Альпах какие-либо школы экстремального вождения, в которых можно было бы поучиться во время отдыха на горнолыжном курорте? Действительно, заключительные этапы маршрутов по горным дорогам на курорты (это после того, как вы уже устали после дня, проведенного за рулем!) бывают самыми сложными. Например, подъем дороги из долины на курорт Альп д’Юэез до высоты 1800 метров весьма крут и представляет собой серпантин с 21-м крутым поворотом на 180 градусов.

На многих французских лыжных курортах специально для водителей круглый год работают школы мастерства зимнего вождения. Такие школы есть в Альп д’Юэезе, Валь Торансе, Лез Арке и других. Девиз школы Альп д’Юэез – «Лед, безопасность, соревнование». Здесь любой желающий может пройти курс экстремального вождения. В школе водителей обучают ценнейшим навыкам управления автомобилем на льду: ситуация в которую зимой на дороге может попасть каждый, а исход ее непредсказуем для водителя, впервые оказавшегося в ней. Навыки, приобретенные в школе, помогут без потерь выйти из положения и избежать серьезной аварии. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Насколько эффективнее в зимних Альпах «полный привод»? Мне приходилось ездить зимой в горах на разных машинах. В том числе на полноприводной «Шкоде-Октавия» и переднеприводных «Пежо 206, 807». На «Пежо 807» благодаря противобуксовочной системе, ну и в какой-то степени, мастерству водителей мы ни разу не вылетели с трассы. Но предпочтения, однозначно, в пользу полного привода. На полноприводном внедорожнике можно обойтись без цепей, но в прокате он дороже.

В Европе, как я слышал, кроме Скандинавии, шипованная резина запрещена. Но в горах бывает обледенение трасс? На ведущие колеса обуваются цепи. Резина на колесах обязательно должна быть зимней. В фирмах, предоставляющих прокат автомобилей, сами должны вам их предлагать. Если не предлагают, следует напомнить. Если у них цепей по каким-то причинам не оказалось (это может быть, если пункт проката находится не в горной местности, где цепи не актуальны), тогда придется из купить. Про запрет на шипованную резину в Европе следует помнить тем автопутешественникам, которые собираются из России приехать в Альпы на своей машине. Некоторым из них, по крайней мере, живущим в Москве и Петербурге, где на зимних дорогах больше реагента чем льда, имеет смысл рассмотреть варианты зимней нешипованной резины, которая, на мой взгляд, в режиме лед+мокрый асфальт эффективнее шипованной. Что касается горных дорог, то в снегопад цепи обеспечивают наилучшее сцепление, когда бессильны даже шипы. Комплект стоит порядка 100 евро. О том, почему они необходимо, читайте отрывок из моего путевого дневника.

Из путевого дневника. Через два перевала в Италию Из Ля Грава выезжаем в сильнейший снегопад. Дабы благополучно въехать на перевал приходится в срочном порядке искать цепи на колеса. Их нашли в гараже автосервиса у въезда в городок. Там же местный механик надел их на передние ведущие колеса машины. Задача, надо сказать, не слишком простая, особенно по первому разу. Когда пришлось совершать эту операцию самостоятельно, то потребовалось около сорока минут времени и немало крепких выражений. В результате, к перевалу Col du Lautaret выезжаем экипированные подобающим образом. Дорога, уже покрытая пятисантиметровым слоем свежего снега, набирала высоту. На Col du Lautaret (2045 метров) въехали при полном отсутствии видимости в настоящую снежную метель. Еле успели проскочить полицейский кордон перед закрытием перевала. Без цепей на колесах ловить здесь было бы нечего. По пути насмотрелись на машины, застрявшие в сугробах или вовсе вылетевшие с дороги. Под непрекращающимся снегопадом проскакиваем с ходу цепочку курортов Сер-Шевалье и закованные в цепи въезжаем в Бриансон, красивый старый город со средневековой крепостью в центре. Слегка перекусив в небольшом ресторанчике напротив (крепости), едем дальше через следующий перевал пониже – Col du Mongenevre (1840 м) в Италию. С перевала спускаемся в полной темноте и уже без цепей. Сломавшаяся на спуске фура перекрыла дорогу, в результате чего стоим полтора часа в пробке. Оказавшись внизу, на итальянской территории, поворачиваем к 18 километровому тоннелю Фреджус, через который предстояла обратная дорога во Францию. Оплатив проезд через тоннель (32 евро) проезжаем теперь уже под горным хребтом. Затем по соседней долине Мариенн возвращаемся на трассу А43, доезжаем до Альбервилля (Albertville), в котором сворачиваем на Бридс ле Бэйнс (Brides les Bains), затем проезжаем через Бург Сент Морис (Bourg St-Maurice) и, наконец, начинаем взбираться к Лез Арку. Снова приходится одевать цепи. В снегу и темноте процесс не слишком простой. Наконец, к часу ночи взбираемся на высоту 1950 метров. Находим свои апартаменты и обессиленные падаем на кровати. Самый длинный день и самый трудный участок пути позади.

Какие могут возникнуть проблемы с парковками на самих курортах? Можно ли парковаться у отелей? На разных курортах свои условия и правила. На некоторых, например, в Лез Арке 1950 или 2000, машины паркуются только в подземных гаражах под резиденциями. Это в первую очередь связано с отсутствием свободного ровного пространства. Плата за паркинг весьма высока (порядка 10 евро), а автомобиль томится в гараже круглые сутки. На небольших курортах проблем с местом нет, зато после каждого снегопада вам придется буквально откапывать свою машину из снега. Некоторые курорты закрыты для автомобильного движения, машину оставляют на большой стоянке перед въездом. Это Церматт и Саас Фе в Швейцарии, Авориаз во Франции.

Насколько удобны и какие лучше использовать лыжные багажники? Если у вашей машины не алюминиевый кузов, можно купить или взять в прокате магнитные багажники. Они вполне эффективны, если их не держать на крыше постоянно. Открытые багажники в первую очередь хороши для самих местных альпийских жителей, перемещающихся с лыжами на небольшие расстояния, и по чистым дорогам. Дело в том, что в такой багажник, в отличие от обычных простых двух «палок», лыжи можно встегнуть только без чехла. Но дорожная жирная химическая грязь – не самый лучший «парфюм» для покрытия лыж и креплений. Так что лучше возить их на далекие расстояния и по мокрым трассам в чехлах. Но и чехлы – не идеальное решение, так как они ухудшают аэродинамические свойства автомобиля. Идеальным решением будет лыжный кофр, прикрепленный на крыше.

Собираюсь отправиться в Австрию на своей машине. Каким маршрутом лучше ехать? Существует несколько очень хороших сайтов, на которых действуют специальные программы, позволяющие точно рассчитать не только маршрут с учетом стоянок и скоростных автобанов, но так же и расход топлива для разных типов автомобилей. Один из таких сайтов создан компанией «Мишлен» (www.viamichelin.com), другой Google. Так что сможете выбрать на свое усмотрение. В самом общем плане, существуют два пути – по географическое прямой, через Белоруссию или Украину с такими неизбежным «бонусами», как общение с белорусскими и украинскими милиционерами и таможенниками, в процессе которого вы имеете шанс узнать о себе, своей машине, и правилах дорожного движения много нового и интересного. Второй путь описывает дугу на карте мира, но существенно облегчает путь. Это путь через Финляндию. Доезжаете до Хельсинки, въезжаете на паром, потом швартуетесь уже в Германии, в порту Росток или Гамбург. А дальше – по знаменитым на весь мир немецким автобанам, на которых ваша скорость может быть ограничена только возможностями автомобиля.