«Было бы здоровье…» Имеют силу закона! Правила безопасности горнолыжного спуска

Каждый человек – оператор собственной кармы Чтобы оно, здоровье, было и не покинуло нас в ответственный момент, его нужно, как ни банально это прозвучит, поддерживать. А то, знаете ли, как в сказке, подойдешь, бывало, к зеркалу с утра и донимаешь отражающую поверхность риторическими вопросами: «Свет мой, зеркальце, скажи, кому на свете всех хреновей?..». То же самое и с переменой сезонов. Не всякая офисная осень – Болдинская. Просидишь, бывало, с сентября по декабрь в офисном кресле, надеясь, что все, что у тебя там выросло, за неделю горнолыжных каникул куда-то денется. Да за эту самую неделю ты только-только начнешь возвращаться в человеческое обличье, как приходится вновь спускаться с горних высей в нечеловеческую реальность силиконовых долин, чтобы видеть горы лишь на заставках мониторов. Такова трагедия офисного сапиенса. А что делать? Вот именно! Надо что-то делать…

Чтобы первую неделю катания тело не ломило, колени не ныли, а спина, сгибаясь, разгибалась бы, минимум, что нужно делать, – это самую элементарную зарядку. Не нужно много, нужно регулярно. Ролики, велосипед, бег, плавание – вообще любые виды спорта как нормы жизни и общефизического тонуса помогут побыстрее встать на лыжи и начать получать от этого удовольствие. То же самое следует взять за правило непосредственно перед выходом на склон. Элементарная разминка сократит риск элементарных растяжений весьма и весьма. Особенно если вам давно за двадцать. Главное, не переусердствовать в разминке, чтобы, подобно одному из авторов этих строк, не стать жертвой спортивного курьеза. Спортивный курьез в данном случае – это когда судьба в горах к твоему здоровью весьма благосклонна (тьфу-тьфу-тьфу! и дайте постучать по деревяшке!), когда ты входишь в повороты на самых черных-черных трассах, когда тебя минуют лавины, когда проносит мимо трещин, но от усердия на утренней зарядке на кухне собственной квартиры ты умудряешься сам себе порвать связки.

Вот как выглядят Правила здравоохранения, которые прописал «минздрав» Совета Европы:

1. Каждый горнолыжник должен быть физически хорошо подготовлен. Необходимо иметь настолько натренированные вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему (тренировки желательны в течение всего года), чтобы все спортивные и физические показатели были в норме.
2. Соответствие погодным условиям. Подходящая одежда необходима, чтобы избежать переохлаждений. Техническое снаряжение, особенно обувь и крепления, должны соответствовать новейшим требованиям техники безопасности.
3. Не следует кататься слишком долго, особенно в первые дни. При более длительных спусках устраивайте паузы. Несчастные случаи обычно происходят при утомлении, особенно во второй половине дня.
4. При болях в сердце, головокружении, отдышке и других недугах остановитесь и как можно скорее посетите врача.
5. Осторожное и внимательное катание поможет предотвратить несчастные случаи. Не подъезжайте к лавиноопасным зонам.
6. Следует избегать чрезмерного потребления пищи непосредственно до и во время катания.
7. Не принимайте алкоголь до и сразу после катания.
8. Люди с фактором риска при повышенном давлении, диабете, проблемами с сердцем, принимающие медикаменты, а также дети и люди с избыточным весом должны кататься на лыжах, проконсультировавшись с врачом.
9. Возраст, детренированность и плохое состояние здоровья – причины отказаться от лыж.
10. Необходимо уделять достаточное внимание сну, для того чтобы тело отдыхало от дневной нагрузки.

Добавим здесь от себя то, что в Правилах корректно опущено. Самое большое количество травм, по крайней мере в известных нам случаях, происходит (особенно с девушками всех возрастов) после по-настоящему веселой бессонной ночи в состоянии тяжкого похмелья. Наш совет: будьте очень аккуратны, по крайней мере, первые 2–3 спуска, пока горы не подлечат, и вообще дайте душе и телу разгрузиться в этот день – в следующий наверстаете с лихвой.

Правила безопасности горнолыжного спуска Движения горнолыжника – движения свободные от всего, кроме законов физики и здравого смысла. Подводя оба эти закона к единому знаменателю, FIS сформулировала международные правила всемирного горнолыжного движения.

1 Уважай окружающих Лыжник или сноубордер должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим. Комментарий: Лыжник или сноубордер ответственен не только за свое поведение но и за неисправность своего снаряжения. Это также относится к использованию недавно разработанного снаряжения.

2 Контроль скорости и направления движения Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям склона, снегу, погоде и количеству других лыжников или сноубордеров на склоне. Комментарий: Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро не следя или не замечая других. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной области или в месте, где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.

3 Выбор направления Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди. Комментарий: Горные лыжи и сноуборд – это свободный спорт, когда каждый может ехать где и как ему нравится, но при условии, что он соблюдает настоящие Правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне. Лыжник или сноубордист, едущий впереди, имеет приоритет. Лыжник или сноубордист, едущий позади другого, в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно.

4 Обгон Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и непреднамеренных движений. Комментарий: Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника, полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника, которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен. Это правило распространяется и на случай обгона (объезда) неподвижного лыжника. Иначе вам не помогут объяснения типа: «Он ехал впереди меня нормально и вдруг ка-а-ак залепит громадную дугу влево! А мне куда было деваться?». Этот «он» просто слишком сильно разогнался, устал и не нашел другого способа остановиться. Он спасался, и он прав. А вы – нет!

5 Выход, начало движения, движение вверх по склону Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки, или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих. Комментарий: Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих. Когда лыжник начал движение, даже медленно, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками, приближающимися сверху или сзади.

6 Остановка на склоне За исключением чрезвычайной необходимости, лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен, как можно быстрее освободить склон. Комментарий: За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться в узких местах и там где другим будет сложно его увидеть сверху.

7 Подъем и спуск без лыж Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы. Комментарий: Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов.

8 Обращайте внимание на указатели и предупреждения Лыжник или сноубордист должен соблюдать требования, которые обозначены на указательных знаках, и придерживаться указанных границ трассы. Комментарий: Уровень сложности трассы обозначается соответствующим цветом: черный, красный, синий и зеленый. Лыжник или сноубордист свободен в выборе того, по какой трассе ему спускаться. Склоны имеют и другие знаки, указывающие направление, предупреждающие об опасности и/или о закрытии трассы. Знаки закрытия трассы, как и знаки, предупреждающие об опасности, должны быть хорошо заметны. Лыжник или сноубордист должен понимать, что предупреждающие знаки поставлены в его интересах.

9 Помощь При наступлении несчастного случая – долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему. Комментарий: Это основной принцип для всех, каждый должен оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне, включая случаи типа «сбил и уехал», будут подпадать под действие законодательства, близкого к законодательству, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей во всех странах, где подобное законодательство еще не действует.

10 Идентификация Все лыжники или сноубордисты и свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента. Комментарий: Свидетели очень важны для составления подробного и правильного отчета об инциденте, и поэтому, каждый должен помнить о том, что он обязан, как ответственный человек, предоставить информацию о том, чему он был свидетелем. Отчет службы спасения и полиции, также как и фотографии, серьезно помогают в определении гражданской и уголовной ответственности.

Георгий ДУБЕНЕЦКИЙ, известный в горнолыжном мире эксперт, редактор журнала «SKI. Горные лыжи» вносит свои существенно важные для сохранения безопасности дополнения.

1. Если необходимо подъехать к уже стоящему (или лежащему) на склоне лыжнику, не останавливайся над ним и не подъезжай сверху. Если лыжа проскользнет или под снегом окажется камень, то еще и ты на пострадавшего сверху ляжешь со всего маху.
2. Помни: спускающийся ниже тебя имеет право на весь склон. Кроме того, он, как правило, тебя не видит.
3. Перед резкой сменой направления движения (например, перед поворотом в конце длинного траверса) убедись, что твой маневр будет безопасен для окружающих и тебя самого.
4. В случае плохой видимости (туман, «плоское» освещение, поземка) спускайся на низкой скорости. (Частный случай, но... повторение – мать учения)
5. Если ты стал свидетелем несчастного случая, поставь скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передай информацию о несчастном случае с подробным указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, характерные особенности склона) на станцию подъемника или в спасательную службу.
6. Если склон промаркирован, необходимо соблюдать требования маркировки,
имеющейся на склоне.
7. Все требования работников спасательных служб обязательны для выполнения. Остается добавить еще один пункт, выходящий за рамки всех правил: думай за других и там где можно уступить – уступай. Не все же на отдыхе только и думают, что о правилах. И уж точно никто не может кататься, строго соблюдая все эти правила на каждом участке трассы, не расслабляясь ни на минуту и думая только о долге и чести трезвого и непоколебимого горнолыжника. В конце-концов мы же не права качать приехали. Так что уступи, помоги и прости, если твой моральный кодекс и техника спуска позволяют сделать это.

Эти правила обязательны к сведению всех, в том числе и судей, которые рассматривают иски об инцидентах, происходящих на склонах, – от порванной куртки до реально полученных травм. Столкновения на горнолыжных склонах Европы являются таким же предметом судебного разбирательства, как и столкновения автомобилей на дорогах, а рассмотрение дел в судах ведется согласно правилам и принципам, напоминающим правила дорожного движения. На некоторых курортах появилось даже подобие знаков «дорожного движения» – такие как «уступи дорогу», а в американском Аспене, говорят, имеются знаки, регулирующие скорость. Правилом первой необходимости является личная медицинская страховка у каждого, выкатывающегося на склон лыжника или сноубордера, а правилом хорошего тона – страхование ответственности от причинения ущерба третьим лицам, своего рода горнолыжная «ОСАГО». В некоторых странах, например в Италии, законодатели даже попытались заставить горнолыжников «пристегиваться», точнее, пристегивать голову к шлему, но пока это требование относится к разряду этикета, нежели права. Пока самым естественным и обязательным требованием является приобретение обычной медицинской страховки с указанием горнолыжного спорта в состав дополнительных рисков. В страховом полисе это должно быть прописано отдельной строкой. В некоторые шенгенские страны без медицинской страховки даже въехать не получится – консульства Финляндии или Италии просто не примут документы на визу без предъявления страхового полиса, оформленного по всем правилам. И если у вас будут основания просить визу сроком, к примеру, на пятнадцать дней, а в вашей страховке будет указано всего десять, визу вам выдадут именно на период действия страхового полиса, а не авиабилета или гостиничной брони. Страховка может показаться формальным пустячком лишь в том случае, когда вы благополучно откатались, и все, слава богу, хорошо, вы ничего себе не повредили и возвращаетесь живой, здоровый, невредимый и счастливый. И дай бог, чтобы она вам никогда не пригодилась. Но это та статья расходов, на которой нельзя экономить НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!! От страхования жизни и здоровья нельзя отказываться ни даже тогда, когда цыганка вам нагадала 200 лет активной сексуальной функции, ни тогда, когда вы пятьдесят лет откатались «без аварий». Знаете, что означает «закон бутерброда»? Он означает только то, что по миру бродит такая обезличенная сила, именуемая в народе как Западло. Она не станет вас атаковать при двух условиях: во-первых, пока у вас при себе имеются магические обереги по вашей вере и/или прабабкиным суевериям (крестики, ладанки, феньки, браслеты, амулеты, приносящие удачу), и пусть вы в компании райдеров – первый «перец», но в душе-то вы осознаете все величие гор, абсолютное превосходство сил природы перед своим собственным амбициозным, но беспомощным на фоне высших сил существом; во-вторых, пока у вас действует страховка, которую злой дух Западло очевидно так же считает одним из магических оберегов.

Так что все хорошо – и славно. Считайте двадцать-пятьдесят евро за страховку не выброшенными деньгами, а уплаченным налогом на удачу. И пусть кого-то из вас приведенные ниже примеры слегка шокируют откровенностью, может быть в критический момент вы их вспомните и снизите скорость, не проигнорируете указания гида или таки не станете экономить на страховом полисе стоимость одного обеда. Итак, расскажем вам то, о чем вы не прочтете в рекламных проспектах горнолыжных курортов и радужных туроператорских буклетах. В разгар сезона клиентами медицинских пунктов самых больших и популярных курортов, с различными степенями тяжести телесных повреждений – от самых легких до самых тяжелых, – оказываются около ста (!) человек в день. Спешим успокоить новичков – начинающих горнолыжников среди травмированных нет, или почти нет. В горах, как в море, тонут не те, кто не умеет плавать, а те, кто плавает хорошо.

А вот и примеры того, чем может обернуться легкомысленное игнорирование страховки. Имена, по понятным причинам называем лишь тех пострадавших людей, которые сами захотели рассказать вам о своей неудаче с целью вас предупредить и помочь избежать подобного.

Примеры из жизни Время действия – январь 2006-го. Страна – Швейцария. Пострадавший – человек в России довольно известный, поэтому здесь он останется инкогнито. Катается хорошо. Разогнался, не вписался в поворот, вылетел с трассы в дерево. Травма – перелом обеих рук и трещина черепной коробки. Жив. Стоимость всех операций – 9000 евро, которую, по причине отсутствия страховки, оплатил лично. Период восстановления 5 месяцев.

Время действия – февраль 2007-го. Страна – Франция. Пострадавший – лыжник из Оренбурга. Во время внетрассового спуска по одному из ледников нарушил требование гида следовать строго за ним по его следу – отъехал в сторону и провалился в трещину. Травма – перелом шейных позвонков. Мгновенная смерть. Стоимость эвакуации жертвы на родину – 6000 евро. По причине отсутствия страховки оплачена родственниками.

Время действия – март 2008-го. Страна – Италия. Пострадавший – телеоператор одного из каналов итальянского телевидения Антонио Муратти. Снимал на видеокамеру в движении, спускаясь в процессе съемки на сноуборде. Падение на пологом склоне в раскоординированном состоянии. Травма – разрыв связок. Стоимость операции – 3.7 тысяч евро – покрыта профессиональной страховкой. Реабилитационный курс – за счет работодателя. Период восстановления – 11 месяцев.

Время действия – май 2008-го. Страна – Австрия. Пострадавший – директор одной российской турфирмы Алексей Кондрашов. Тестировал новейшую спортивную модель лыж «Atomic» и уже успешно завершал программу, поэтому в расслабленном состоянии и расстегнутой куртке катился по очень пологому склону к площадке финиша. Мысленно он уже «приехал», ослабленное внимание не замедлило сказаться потерей контроля над лыжами, они перекрещиваются, он падает, и отстегнувшаяся лыжа проехала по оголенному (очевидно из-за расстегнутой манжеты куртки) запястью и кантом перерезала вены.

Когда опасность миновала и Алексей полностью восстановился, мы обратились к нему с просьбой рассказать в деталях всю последовательность событий, начиная от падения, кончая общением со страховой компанией в России. И вот что он нам рассказал:

«Я даже спасателям даже не успел позвонить. Первый же проезжающий мимо человек сообщил о происшествии сотруднику канатной компании, которые обязательно дежурят у посадки на любой подъемник, и спасатели ко мне приехали на снегоходе мгновенно. Оказали первую помощь. Дальше стали решать что делать. Если случай бы легким, то меня можно было бы на том же снегоходе спустить к тому же началу подъемника. Но в моем случае было не понятно что может быть, они решили не рисковать и вызвали вертолет. И вертолет меня доставил в больницу. В больнице я просто назвал фамилию и адрес. Ни паспорта, ни полиса с собой не было, и они, просто, по фамилии и адресу определили номер полиса, связались со страховой компанией, и выставили им счет за операцию. Счет за лечение составил 200 евро. А потом, уже в Москве пришел счет за вертолет – 3000 евро. Выслали он две копии – мне и страховой компании. Первым делом я позвонил страховщикам. Те подтвердили получение счета. На мой вопрос, о том, собираются ли они его оплачивать, сказали, что сначала проведут расследование. При цене эвакуации их смутила низкая стоимость операции. В общем, история поучительная. Благодаря тому, что у меня был полис, и что страховой случай произошел на трассе я на деньги не попал. Но при внетрассовом катании в Австрии эвакуация была бы платной. Я только за такси заплатил, когда из госпиталя в гостиницу возвращался. Да и те деньги страховая компания могла вернуть, но за ними надо было куда-то на другой конец города ехать, и я не поехал.»

По известным причинам люди, попавшие в столь драматические ситуации, не желают давать какие-либо комментарии журналистам, особенно, если это люди известные. Но некоторые из тех, кого принято называть «звездами», особенно если сами они не просто покататься приехали разок-другой, но являются горнолыжниками, любят горы, уважают законы природы и общества, не только не пренебрегают правилами безопасности, но и активно придерживаются их сами и всячески пропагандируют с высоты своего звездного положения. Такая позиция человека известного и всеми уважаемого, если еще не миссия, то уже вполне операция по «спасению утопающих». Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и здесь работает принцип заразительности примером. Понятно же, что самые крутые «перцы» в Альпах, как и везде, – это подростки. Если европейских подростков родители к шлему и порядку приучают с младенчества, то тинейджерам из Москвы и Жмеринки кажется, что шлем – удел лохов. На своих тинейджерских форумах они говорят о том, что шлем притягивает «лоховскую краму». Но, когда известный миру райдер не только гоняет исключительно в шлеме, но кричит на каждом углу, что гонять в шлеме – «круто», тогда в тинейджерских мозгах происходит перезагрузка ценностей, молодые гонщики восклицают «Вау!» и косяками идут покупать шлемы.

Известный миру райдер Алексей Кортнев, являющийся по совместительству певцом, музыкантом, актером и шоуменом, не сразу пришел к необходимости носить шлем. Путь лидера группы «Несчастный случай» к шлему был мучителен. В прямом смысле слова. Впрочем, мы его спросим, а он нам сам пусть расскажет, что он думает о безопасности.

– Судя по тому, как ты ловко выигрываешь кубки «Ауди», катаешься ты профессионально. И как давно ты катаешься?

– На горных лыжах катаюсь я столько, сколько себя помню, то есть с детства.

– Все ли ваши музыканты горнолыжники? Или кто-то латентный сноубордер?

– Не все, но многие наши ребята очень прилично катаются на лыжах, лишь один отщепенец – гитарист Митя Чувелев – недавно сменил ориентацию и изменил лыжам со сноубордом. Его отчасти оправдывает то, что он реально великолепно умеет кататься на горных лыжах и поменял снаряд лишь от скуки.

– Не портит ли горнолыжную карму вашей команде ее название «Несчастный случай», прямо скажем, не самое подходящее для экстремальных видов спорта?

– Слава богу, настоящих несчастий с нами в горах не происходило, хотя... Руки-ноги ломали, но это же входит в правила игры? Я, например, в Доломитах лет пять назад так долбанулся об опору подъемника (вне трасс разумеется), что с тех пор без полной защиты и шлема на склон не выхожу. Чего и всем желаю.

В этом Алексей, безусловно, прав. Как бы ты здорово не катался, или, напротив, как немногого ты бы хотел от трассы, каким мастерством бы не обладал, или, напротив, как бы не осторожничал, – шлем может пригодиться в самой неожиданной ситуации. Травмы случаются периодически там, где их никто не ждет – на ступеньках кафе, при посадке на подъемник, – то есть там, где лыжнику прилетает по голове не от его собственного неумения или оплошности, но от фортуны. И прилетает, иногда, в прямом смысле слова. Вот как Алексей Кортнев покатался прошлый год с Андреем Макаревичем в Мерибеле.

Рассказывает Алексей Кортнев «Значит, так. Приехали мы в прошлом году с Макаревичем в город-герой Мерибель, и катались себе в свое удовольствие. Была прекрасная погода, и все было замечательно. Андрюша ездил в какой-то повязочке на уши, его седые волосы развивались на ветру, и я ему каждый день говорил: «Андрей! Давай я тебе подарю шлем! Ну, давай я тебе подарю шлем!» А он мне все: «Да нет, я так привык, я так уже тридцать лет езжу, и дальше как-нибудь справлюсь». И как всегда это и бывает, в аккурат, как только он произнес эту фразу произошло следующее. В тот момент мы спускались вдоль подъемника со «швабрами», и девица какая-то, не доезжая до конца подъемника, слезла с него, и «швабру» свою, соответственно, отпустила, и эта штука, которую очень сильно болтануло в сторону, прилетела своим металлическим концом Андрею в голову. А шел он хорошо сгруппировавшись, на довольно большой скорости, так что эта штанга рассекла ему голову до черепа. Все залило кровищей, как это бывает при рассечении кожных покровов головы. Наложили швы. Кататься он от этого происшествия не перестал, и уже на следующий день, со швами Андрюша все равно был на склоне, но случай пренеприятнейший. И пафос этого рассказа заключается в том, что даже если ты великолепный катальщик, и полностью контролируешь свои действия на склоне, нельзя забывать о том, что рядом с тобой находятся люди совершенно не предсказуемые, которые тебя, красавца, могут ударить лыжей, палкой, «шваброй», – чем угодно.»

Другой случай, при котором непосредственно присутствовал один из авторов. Заход на посадку в подъемник типа гондолы. Лыжники подъезжают, отстегивают лыжи и подходят к турникетам, за которыми – выход на посадку. Идущий впереди мужчина оперся рукой на металлическое ограждение, и звено забора сорвалось с крепежа и, скользя, упало на снег, но, падая, ударило перекладиной по нижней части лыж идущей следом женщины. Лыжи, которые она держала вертикально перед собой, вырвались из рук и верхним концом со страшной силой ударили ее в лоб. Как говорится, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Разумеется, весь персонал встал на уши, пострадавшей оказали максимальную помощь, выплатили компенсацию и прочее. Но отпуск был испорчен, да и лицо не сразу перестало болеть. А был бы на ней шлем, то отделалась бы царапиной. И то, не головы, а пластика. Кстати заметить, что этот пример красноречиво объясняет, зачем на концах лыж всех моделей делают такие толстые нашлепки. Без них вероятность травм в случае столкновений лыжников на склоне была бы выше – толстый конец ранит не так, как тонкий.

Развитие современных горнолыжных технологий, с одной стороны, сделало этот спорт массовым и доступным. Карвинговая техника катания легко осваивается и позволяет новичку забыть о том, что он новичок уже в первый сезон. С другой стороны, супертехнологичные лыжи провоцируют и великих райдеров, и начинающих «зажигать» на пределе своих физических возможностей, что при неадекватной оценке собственных сил (чему, кстати сказать, на нейрофизиологическом уровне способствует разреженный горный воздух, вызывающий эйфорию) приводит к последствиям, неадекватно поставленным задачам, причем как на уровне любительского, так и профессионального. Cвое мнение о мировых тенденциях в сфере безопасности спортсменов высказал Жан-Пьер Видаль, чемпион Олимпийских игр Солт-Лэйк-Сит:

– Лыжи становятся все более маневренные, все более управляемые, все более мощные. В этом году в австрийском Кицбюле установлен рекорд скорости на трассе скоростного спуска. Во время спуска спортсмен, установивший этот рекорд, потерял сознание. К счастью, остался живой. То есть этот пример говорит о чем? О том, что уже сегодня горнолыжные технологии превышают возможности человеческого организма. Лыжи могут ехать быстрее, чем мы можем ехать на них. Поэтому перед экспертным сообществом всерьез стоит вопрос ограничений максимальных скоростей.

Другой прославленный чемпион, австриец Карл Шранц, с которым мы повстречались в городке Сан-Антон, имеет радикально противоположный, так сказать, «безбашенно»-оптимистичный взгляд на перспективу отношений лыж и человека: – Технологии развиваются, и мы развиваемся вместе с ними. Современные спортсмены более сильные, выносливые, прямо-таки акселераты по сравнению с нами. Особенно это видно на примере спортсменов из Азии, которые за одно поколение и подросли, и в целом поздоровели. Глядя на достижения молодежи, выросшей на современном карвинге, думается, что возможности человеческого организма по-настоящему раскроются только в будущем.

Понятно, что страсть к предельным скоростям, равно как и высокочастотные степени риска – не режим функционирования головного мозга отмороженных райдеров, перманентно пребывающих в состоянии адреналиновый интоксикации. Это та самая движущая сила всемирной истории, удел богов и героев во все эпохи, который только в XXI веке, благодаря демократии, помноженной на технологии, стал нормой жизни простых смертных. То, что еще поколение тому назад было позволено Юпитеру, сегодня подвластно любому быку. Стоит лишь понимать, что разница между богами и быками, сохраняется, поскольку зависит не от технологий, но от культуры. В горнолыжном мире, приближенном к богам в силу естественных географических особенностей, она заметна, как ни в каком другом. Потому что мир горных лыж – это мир высокой, в полном смысле этого слова, культуры. И если некоторые виды спорта жизнь сокращают, такие, как «баскетбол» у древних ацтеков, то горнолыжные виды спорта жизнь, без сомнения, продлевают, судя по количеству столетних старцев, «зажигающих» на снежных склонах мировых гор. Так что, гоняйте и зажигайте в свое удовольствие, думая о том, как не сделать это самое удовольствие – как свое, так и чужое – одноразовым. Как говорится: «Было бы здоровье...