Лыжи, палки и ботинки

Так значит ли фактор совершенства фактор отсутствия разнообразия? Отнюдь. Другой философ, Ориген, считавший разнообразие проявлением несовершенства, не прав, хотя бы потому, что и он не дожил до современных горнолыжных технологий, воплощающих совершенство в многообразии.

Основные форматы этого многообразия определяются стилем, степенью специализации и уровнем катания. То есть все лыжи, которые мировые производители изготавливают для массового рынка, делятся, во-первых, по уровням – для начинающих, совершенствующихся, экспертов и спортсменов, а также различающиеся коэффициентом жесткости, в равномерности/неравномерности ее распределения по всей длине лыжи и устойчивостью к торсионной деформации (т.е. насколько легко лыжу можно скрутить); во-вторых, по стилям горнолыжного спуска: слалом, гигантский слалом, кросс-кантри, трюки, фрирайд; в-третьих, универсальные ли это лыжи, или узкоспециализированные.

СОВЕТЫ ОТ ГЕОРГИЯ ДУБЕНЕЦКОГО, РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА SKI. ГОРНЫЕ ЛЫЖИ И САЙТА WWW.SKIS.RU

Если покупать, то где? что? и как?

Приобретая снаряжение, наверное, имеет смысл определиться – где вы собираетесь покупать свои игрушки в этом году. Крайне полезно для кошелька и неполезно для вашего прогресса приобретать снаряжение в магазинах типа «все сразу, дешевле чем везде» – например, в «Метро» или «Ашане». Там вы купите самые дешевые модели, выбор отсутствует, а получить консультацию у продавца невозможно.

Если для вас непринципиально, сколько именно вы потратите на лыжи или ботинки, тогда все совсем просто: идите и общайтесь с консультантом в спортивном магазине любой крупной торговой сети (кроме спортивных супермаркетов). Осенью и в начале сезона выбор широк, продавцы знают, что вам нужно посоветовать – никаких проблем. Цены высокие, но удобно. Наиболее разумный вариант «осенней покупки» в том случае, если вы готовы потратить несколько часов на общение со знающим специалистом – в крупном специализированном магазине (в Москве – типа «Канта» или «Триал-Спорта») – там есть продавцы-консультанты, сами катающиеся на лыжах.

Кстати – первый визит в магазин имеет смысл нанести, не имея в кошельке нужной суммы. Это, с одной стороны, поможет уберечь деньги от немедленной траты, с другой – даст возможность познакомиться с ценами. А познания в этой области помогут распланировать свои расходы на снаряжение в этом году. Пугаться цен, которые в последние годы перевалили за 30 тысяч рублей, не нужно: ведь это цены на «топовые» модели. Да еще, естественно, новой коллекции. Вдобавок – в фирменном магазине или в магазине крупной торговой сети. Некоторые считают, что дороже – значит лучше. Далеко не всегда, особенно в области снаряжения. Если вы не крутой эксперт, подобные модели вам ни к чему – вам не удастся оценить их по достоинству, да и разницу с моделями, которые вдвое дешевле, наверняка не почувствуете. А вот на модели лыж, ботинок и креплений, цены на которые находятся примерно в середине диапазона, имеет смысл обратить наиболее пристальное внимание: они наверняка вам понравятся, если вы остановите свой выбор именно на них. Итак, отвечаем на вопросы, которые нам постоянно задают читатели нашего журнала и сайта. Если информации покажется маловато, – пишите мне на gera@skis.ru с перечислением конкретных моделей, потому как сейчас на рынке столько всего, что модели обновляются едва ли не оперативнее, чем наши сайты.

Сколько стоит новое снаряжение?

Реальные цены: новые лыжи с установленными креплениями – от 5500 рублей, новые ботинки – от 2500 рублей (выпуска прошлых лет), модели для начинающих или не очень хорошо катающихся. Еще одно маленькое замечание: в конце сезона практически все магазины в Москве распродают коллекции со скидкой порядка 30%, а то и больше, так что старая пословица насчет саней летом весьма правильна и в отношении горнолыжного снаряжения.

Сколько стоит не новое снаряжение?

Как правило, снаряжение за первый год своей эксплуатации теряет около 50 процентов стоимости. Затем – медленнее, но абсолютно живой и рабочий комплект пятилетнего возраста подобрать можно совсем недорого. И лыжи с креплениями, и ботинки на рынке или в комиссионном магазине «Кант» можно найти и за 1000 рублей. Но от скрытых дефектов, увы, никто не застрахован. Да и обувь-то мы стараемся носить свою, а не чужую.

Как и где лучше купить снаряжение?

Чтобы потом вам не пришлось клясть себя за неверный выбор снаряжения, используйте следующую программу действий.

Шаг 1. Если дело происходит там, где есть хорошие магазины – можно целиком довериться продавцу, не забывая только об одном – хотя он, как правило, и отлично разбирается в снаряжении, но продать-то хочет то, что подороже. Потратив достаточное количество времени (два-три часа), вы сможете подобрать для себя подходящий комплект. Скорее всего, этот первый шаг будет и последним. Самые лучшие цены – в конце сезона, хотя во всех странах распродажи начинаются уже в январе. Вариант покупки снаряжения в родной стране: посетите 2–3–4 приличных магазина и плотно пообщайтесь с продавцами, записывая модели лыж и ботинок, которые они порекомендуют. И цены, конечно! В Москве можно попробовать съездить в «Кант», «Адидас- Саломон», «Спортмастер», «Триал-Спорт», «Альпиндустрию», в комплекс «Экстрим». Правда, не во всех перечисленных магазинах есть квалифицированные продавцы-консультанты, а вот выбор снаряжения весьма неплох.

Шаг 2. Постарайтесь найти описания каких-то из этих лыж и ботинок в каталогах, тестах журнала «Горные лыжи», результаты тестов за последние 7 лет есть на сайте www.skis.ru.

Шаг 3. Определитесь с длиной лыж выбранной модели.

Шаг 4. Покупайте выбранное снаряжение, не забывая уточнить у продавца – а все ли скидки они вам предоставили?

Изнашиваются ли горнолыжные ботинки?

Ботинки – наиболее важная деталь снаряжения. Вы можете кататься на стареньких лыжах, одевшись в джинсы и кожаную куртку, но если ботинки вам не подходят – увы, вполне возможно, что вы никогда не получите удовольствия от катания. Более того, катание в неподходящих ботинках может затормозить прогресс в обучении, испортить тщательно спланированный отпуск, обеспечить постоянную боль в ступнях или икроножных мышцах, в лодыжке или пальцах. Если ботинки вам не подходят, самые хорошие лыжи и самые лучшие места для катания не принесут радости. Не экономьте на ботинках. Не стоит стараться купить ботинки самого последнего «модельного года», пусть даже в ущерб их потребительским качествам. Еще раз повторю некое общее правило: снаряжение за первый год теряет около 50% своей стоимости. Хорошо подходящие ботинки будут служить вам очень долго. Современные ботинки могут без потери своих свойств служить как минимум лет пять, да и потом они вам просто надоедят.

Существуют разные группы ботинок, а что хорошо подойдет начинающим?

Каждый производитель выпускает десятки моделей ботинок, все разнообразие моделей обычно разделяется на несколько групп. Необходимость существования ботинок нескольких групп объясняется различными сочетаниями двух основных требований к ботинкам: они должны быть комфортными и в то же время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Различные комбинации этих, как правило, взаимоисключающих требований и приводят к необходимости создания нескольких групп ботинок. Самые простые и комфортные ботинки для детей и начинающих не рассчитаны на катание на больших скоростях и при сложном состоянии снежного покрова. В то же время наиболее жесткие ботинки для гонщиков обеспечивают минимальный уровень комфорта – ведь основное в этой группе точность и скорость передачи усилий на лыжу при тех больших нагрузках, которые испытывают ботинки при движении лыжника по жесткому склону на высокой скорости. Использование таких моделей начинающим может вообще отпугнуть его от катания – ноге-то может быть очень тесно и жестко, ботинок не согнешь – какое уж тут удовольствие. Ботинки для начинающих – максимально просторные и комфортные, довольно мягкие, с очень легким обуванием-разуванием, иногда с возможностью переключения режимов «ходьба-катание», что помогает освоиться в необычных и непривычных «колодках». Именно такие ботинки и должны быть вашими первыми горнолыжными ботинками.

Можно ли использовать стельки, если лыжные ботинки великоваты? Это должны быть какие-то особенные стельки или подойдут обычные?

Стелька в горнолыжном ботинке – это очень непростая конструкция, и использовать ее для уменьшения объема не совсем правильно. Пожалуй, единственное исключение – если у вас узкая и длинная ступня с низким подъемом. В этом случае можно попытаться уменьшить объем ботинка за счет стельки, но не внутри сапожка (внутреннего ботинка), а вкладываемой между сапожком и наружным ботинком. В том случае, если вы испытываете при катании какой-либо дискомфорт, имеет смысл обратиться в специализированные мастерские, которые занимаются бутфиттингом (bootfi tting) – подгонкой ботинок. Такие мастерские есть на всех курортах Европы, в Москве их две: в магазине Adidas-Salomon недалеко от метро «Улица 1905 года» (ул. Красная Пресня 23а, (495) 787-7600). Там не только подберут необходимую стельку, но и смогут устранить точки, в которых ботинок сильно давит на ногу, а также изготовить персональную стельку, благодаря которой вы сможете управлять лыжами более точно, а комфорт при катании будет намного выше.

Если вы катаетесь в очень холодных регионах или просто склонны к замерзанию, купите себе стельки с электроподогревом – они питаются от маленького аккумулятора, который крепится на голенище ботинка. Такие стельки выпускают несколько компаний, в России доступны стельки системы Therm-Ic. www.alpindustria.ru (ул. Первомайская, д. 18. Тел: (495) 165-6438, 165-9192).

Насколько жесткие ботинки надо покупать?

Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. Начинающим имеет смысл выбирать наименее жесткие и наиболее комфортные ботинки. Конечно, если вы занимаетесь спортом и хорошо физически развиты, а также планируете быстро прогрессировать, можно приобрести ботинки чуть пожестче и с менее широкой колодкой – для катающихся.

Какие регулировки наиболее важны?

В зависимости от класса ботинок, их изготовители предусматривают самые разнообразные регулировки, правильно подобранное положение которых, во-первых, позволяет максимально быстро подстроить ботинок под вашу ногу, а во-вторых, помогает и учесть особенности стойки и состояния склона (например, переключатель жесткости ботинок поможет при переходе с жесткого подготовленного склона на бугры). Наиболее часто конструкция ботинок для начинающих предусматривает минимальные регулировки.

На всех моделях ботинок для начинающих существуют клипсы, которые служат для фиксации ноги в ботинке. Обычно число клипс колеблется от 3 до 4, а их конструкция может оказаться самой разнообразной. В недорогих моделях для начинающих и катающихся в качестве материала для клипс используется прочный пластик, можно также встретить комбинацию металл + пластик. Зачастую клипсы обеспечивают возможность двух регулировок: точной (как правило, микрометрический винт) и грубой (зубцы), что позволяет добиться оптимального соотношения между точностью фиксации стопы и нижней части голени и комфортом ног (за счет максимального ослабления давления на них). Для быстрой подгонки на некоторых моделях ботинок предусмотрена возможность перестановки клипс на голенище без помощи инструментов, что бывает полезно в тех случаях, когда необходимо подогнать слишком широкое или узкое голенище.

Во многих моделях существует кантинг. Служит для компенсации кривизны ног при помощи регулировки наклона манжеты внутрь или наружу относительно нижней части внешнего ботинка. Если форма ваших ног – Х-образная или О-образная, наличие кантинга для вас просто обязательно.

Для дополнительной фиксации и плотного обхвата манжетой (верхней частью наружного ботинка) икроножной мышцы также применяется ремень (одно из торговых названий – Velcro 360), охватывающий ногу по самому верху манжеты ботинка. В последнее время в качестве материала для изготовления этого ремня используются кевларовые волокна. Затяжка позволяет максимально быстро, плотно и вместе с тем достаточно мягко обхватить икроножную мышцу и зафиксировать ее не только во внутреннем ботинке, но и относительно манжеты внешнего жесткого ботинка. Чем шире ремень – тем лучше он фиксирует голенище ботинка.

Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее. В экспертных и гоночных моделях ряда ведущих компаний эта регулировка имеет два положения – жесткое и мягкое. Не уверен, что эта регулировка нужна начинающему, так что можете не принимать ее в расчет при выборе ботинок.

Переключатель «ходьба-катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и проч. Со временем к наклону ботинка привыкаешь и такой переключатель перестает быть нужным. А для начала – вполне полезное дополнение (конечно, если ботинки вам подходят по ноге – это непременное условие!).

Формуемый сапожок (внутренний ботинок, вкладыш, валенок, как его еще называют). Отдельно следует отметить следующую особенность конструкции внутреннего ботинка (сапожка): возможность изменения формы наполнителя для наилучшего облегания ноги. Это уже не регулировка, а скорее отличительная особенность подавляющего большинства современных моделей ботинок. В настоящий момент существует несколько различных типов таких материалов, используемых компаниями-производителями горнолыжных ботинок. Один из таких материалов не требует специальных операций, поскольку его физические свойства обеспечивают «автоформование» наполнителя сапожка по ноге через некоторое время после обувания, это время составляет от одного часа до одного дня катания. После этого материал сохраняет форму ноги, что обеспечивает комфорт и вместе с тем точность передачи усилий на лыжу.

Кроме того, используются и материалы, которые допускают производить термоформование сапожка по ноге владельца несколько раз без применения заливки дополнительных материалов. Такой материал используется в чуть более дорогих моделях. Эти ботинки для окончательной подгонки в наиболее важных местах достаточно разогреть изнутри горячим воздухом с помощью специального устройства, имеющегося в магазинах, а затем обуть, застегнуть и минут 15 походить в них. Подобная технология позволяет переформовать ботинок при смене владельца.

Чем отличаются женские модели?

Необходимо отметить, что если вы подбираете ботинки для женщины, выбирайте их из многообразия моделей, разработанных и выпущенных с учетом особенностей строения женской ноги. Это обеспечит катающейся более удобную обувь, чем традиционные мужские модели. Да и особенности женской фигуры разработчиками тоже учитываются – ведь строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин, и икроножная мышца в нижней части может быть более объемной, чем у мужчин. Именно для учета этих особенностей манжета женских моделей ниже и сильнее наклонена вперед, чем у моделей, предназначенных для мужчин. Кроме того, мотивация у женщины может совершенно отличаться от мужской – мужчина чаще стремится получить удовольствие от скорости и точности движений, а для большинства женщин горные лыжи – это скорее возможность отдохнуть вместе с семьей или друзьями, побыть на солнце, насладиться всем комплексом ощущений, которые предоставляют горы зимой. Так пусть ботинки будут удобными и комфортными, и пусть женщина в них катается на доступной для нее скорости, а не борется со склоном и снаряжением. Причем не нужно думать, что женские модели предназначены только для тех женщин, кто на склоне предпочитает позагорать в шезлонге, немного покататься, насладиться ароматом капучино, словом – ездит в горы отдохнуть, а не устать. Все производители выпускают как супермягкие и комфортные женские ботинки, так и очень серьезные модели для экспертов, и все эти модели выпускаются в единой цветовой гамме и в общем дизайне с соответствующими по уровню лыжами, креплениями, палками, а зачастую – и с прекрасной функциональной одеждой.

А не имеет ли смысл купить сразу мощный, экспертный ботинок – ведь он лучше?

Хочу предупредить об одной достаточно распространенной ошибке: если вы не вполне уверены, что будете серьезно относиться к горным лыжам, тренироваться перед началом сезона, быстро прогрессировать, кататься на высокой скорости и достаточно агрессивно – тогда не старайтесь кататься в ботинках более высокой группы, чем это необходимо. Выбранные ботинки должны соответствовать классу катания, ведь среди ботинок, позиционируемых производителем (например) как ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику, существуют различные варианты жесткости, различные регулировки, позволяющие более точно учесть ваши индивидуальные склонности и стремление к прогрессу, выбрать более жесткие ботинки, если вы сильны или ваш вес превышает средний. Если вы, например, не в состоянии при движении на лыжах прогнуть ботинок усилием ноги, он может не позволить вам подать колени вперед и принять правильную стойку. Следствием этого явится неправильная загрузка лыжи в повороте и ошибки в технике катания, медленный прогресс и, как следствие, меньшее удовольствие от отдыха на лыжах. В частности, достаточно распространенная ошибка, вызванная излишне жесткими ботинками, – выпрямленные ноги и проворачивание лыж под собой. Ноги сильнее устают, чем при правильном катании, а причина – неправильно подобранный ботинок.

Нужно ли покупать специальные носки для горнолыжников или можно обойтись обычными?

Обойтись можно, но зачем? Специальные носки гораздо сложнее, чем любое, даже самое «навороченное» белье. Самые высокотехнологичные модели – двухслойные. Внутренний слой носка выполнен в виде своеобразной сетки, с применением синтетических влаговыводящих материалов. Помимо основной своей функции – выводить влагу и удерживать тепло, у носков такая оболочка хорошо предохраняет мышцы ног от микроударов и вибрации. Внешний слой сплетен с внутренним в единое целое по специально разработанной для этого технологии, а швы проходят по боковым осям и выполнены по диффузионной технологии (половинки носка как бы вплетены друг в друга).

Конструкция хороших носков предусматривает следующие «особые отличия»:

• в области голеностопного сустава вязка более плотная, а ниже и выше материал более объемный, обеспечивающий равномерный контакт всей поверхности ноги с ботинком;

• на внешней стороне области пальцев материал делается более плотным, что предотвращает быстрое изнашивание при контакте с обувью;

• зона подъема выполняется по бесшовной технологии, что обеспечивает отсутствие натертостей в этой важной области;

• специальные утолщения – своеобразные подушечки для защиты выступающих косточек и суставов.

Наиболее сложные изделия отличаются, в дополнение к этому, и специальной конструкцией в области голени: носки здесь выполнены в виде своеобразного узора из материалов различной толщины. Плетение и направленные свойства материала в наиболее тонких областях обеспечивают быстрое отведение влаги от кожи стопы, а в дополнение к этому – и транспортировку этой влаги вверх – к тому месту, где носки выходят за пределы ботинка. Участки с большей толщиной отлично амортизируют давление ботинка на кожу ноги, а по тонким зонам влага отводится наверх.

Какие модели ботинок подойдут начинающим?

Мерить, мерить и еще раз мерить... А еще – как следует проконсультироваться с консультантом в магазине.

Как выбрать размер ботинка и как правильно мерить ботинки?

Основное правило, которое действует при выборе ботинок – никогда не жалейте времени на примерку, самое главное – ботинки должны как можно лучше подходить вам по форме внутреннего сапожка, «облегать ногу». В мире существует более 20 компаний, выпускающих горнолыжные ботинки самых разнообразных групп, и у каждой линии ботинок, выпускаемых различными компаниями, своя колодка, отличающаяся по ширине ступни, высоте подъема, объему ноги в подъеме, рельефу наполнителя в области лодыжки, высоте свода стопы, ширине и высоте манжеты… Для начала вам нужно узнать, какая модель более других подходит для вашей ноги – просто примерить несколько ботинок с различной шириной колодки. Ширина колодки варьируется от 98 мм до 106 мм. Модели с наиболее узкой колодкой предназначены для спортсменов, а самые широкие – начинающим и отдыхающим на склонах. Слушать советы других людей и без примерки покупать ботинки практически невозможно – ваша нога индивидуальна, и только вы сможете понять, что и где у вас в данной модели ботинок «не так». Выбрав модели ботинок и тщательно надев носок, в котором будете кататься, еще раз проверьте размер вашей ноги.

В хороших магазинах существуют специальные подставки для определения размера по длине и ширине ступни, причем размеры ботинок различных производителей могут слегка отличаться. Очень важное условие: измерять длину стопы необходимо в тот момент, когда она находится под нагрузкой, то есть вы стоите на обеих ногах, чуть согнув колени. Это требование объясняется тем, что под нагрузкой кости стопы расходятся и стопа увеличивается в размерах: в длину – до 5 мм, а в ширину – до 12 мм! Именно поэтому измерять стопу и примерять ботинки обязательно в положении стоя, а никак не сидя.

Первое впечатление – ботинок маловат. Не торопитесь примерять ботинки большего размера. Дело в том, что все современные ботинки в большей или меньшей степени «обминаются» по вашей ноге в процессе катания, и кажущийся тесноватым при первой примерке ботинок будет в самый раз после пары дней катания. Сначала застегните (но не затягивайте!) клипсы снизу вверх. Встаньте и покачайте ногу вперед-назад, из стороны в сторону. Затем подайте колено вперед так, чтобы пятка плотно «уселась» на предназначенное для нее место. Подтяните клипсы. Ботинок должен плотно облегать ногу везде, может быть чуть-чуть туговато – ведь его наполнитель еще не обмялся и не принял форму вашей ноги. В дальнейшем это произойдет, и вы будете застегивать клипсы гораздо сильнее, чем при первой примерке – обратите на это внимание, поскольку если вы уже затянули их на последнее положение, у вас не остается возможности подтянуть их, когда это действительно потребуется. Пальцы не должны упираться, так же как и быть излишне свободными. Попробуйте на одну ногу обуть ботинок одного размера, а на другую – отличающийся на полразмера. Почувствуйте разницу, поймите, что вам больше подходит. Проделайте то же самое с ботинком такого же размера, но другой модели. Попробуйте приподнять пятку от стельки – она не должна подниматься. Присядьте – сначала медленно, затем резко. Если вас бросило назад – возможно, этот ботинок для вас чересчур жесткий, или вам необходимо подобрать модель с чуть более сильным наклоном манжеты вперед.

Если вас ничто не смущает, подтяните клипсы еще немного. Побудьте (но не сидя – подвигайтесь при этом, походите) в ботинках минут 10–15. Постарайтесь почувствовать – не давит ли верх языка на ногу при сгибании, нет ли неприятных ощущений в икроножной мышце от верха манжеты при напряжении мышц. Если отсутствуют болевые ощущения, онемение, нога не болтается, не скользит вперед-назад и из стороны в сторону и вам все подходит – поздравляю, вы нашли свой ботинок.

Существует ряд рекомендаций, кажущихся необязательными, но прислушаться к ним имеет смысл. Во-первых, посетите несколько магазинов и проконсультируйтесь с продавцами, примерьте в каждом магазине как минимум 3–5 различных моделей ботинок, чтобы понять, какая модель подходит вам наилучшим образом, это позволит вам сориентироваться в ценах (и, может быть, скорректировать свои притязания). Старайтесь мерить ботинки ближе к концу дня – ваши ноги вечером слегка увеличиваются в размерах. Кстати, обычно одна нога чуть больше другой, так что примеряйте оба ботинка.

Как выбрать ростовку (длину) современных лыж?

Самый простой метод – стоящие на полу лыжи должны доставать вам примерно до носа. Если ваш вес ниже нормы – еще чуть короче. Выше нормы – нужно взять лыжи чуть жестче – для катающихся, но все равно не выше лба. Как правило, подробную консультацию можно получить у консультанта в магазине и в каталоге производителя.

Часто советуют приобретать сразу лыжи для опытных катальщиков, «на вырост». Имеет ли это смысл?

Здесь совет тот же, что и с ботинками. Начинающим имеет смысл выбирать наименее жесткие и наиболее прощающие ошибки «нестрогие» лыжи. Именно такими и являются лыжи для начинающих. Конечно, если вы занимаетесь спортом и хорошо физически развиты, а также планируете быстро прогрессировать, можно приобрести и лыжи пожестче – для катающихся, несколько более «продвинутые». Но ни в коем случае не покупайте наиболее мощные лыжи для экспертов или спортсменов – прогресс затормозится. Ведь никто же не учится (да еще на улицах с интенсивным движением) водить машину за рулем Ferrari, не пользуется GPS для того, чтобы отправиться в ближайшую булочную... Так почему вдруг нужно покупать дорогие (да еще и специализированные) модели лыж для того, чтобы научиться простейшим движениям и отдохнуть?

Какие крепления лучше купить?

Практически все крупные производители выпускают комплекты лыжи-крепления не только в едином дизайне, но и сбалансированные по рабочим характеристикам. Так что просто купите комплект, и вопрос решен.

Как отрегулировать крепления и что с ними нужно делать?

Надёжная работа креплений – основа вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога.

Самая опасная нагрузка на ногу – винтовая. При такой нагрузке передняя головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок. Винтовые нагрузки осложняются давлением на носок вниз или вверх, вибрациями, они могут быть резкими или плавными. Снизить винтовую нагрузку на ногу при таких сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов креплений и ... ваши деньги.

Второе необходимое направление срабатывания – освобождение пятки ботинка при падениях вперёд. Безопасность при этом, как правило, надёжно достигается на всех моделях креплений, выпущенных в последние годы.

Все больше моделей креплений позволяют освобождать носок ботинка вверх под любым углом, то есть в секторе 180 градусов. Это может понадобиться при полётах и кувыркании в рыхлом снегу, а также для лыжников со слабой физической подготовкой. Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под ваш ботинок и ваши ноги. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке с определённым усилием. Поэтому для ботинок с другой длиной подошвы (цифра обычно находится сбоку на каблуке) надо передвигать носок и пятку креплений. Это обычно легко сделать с помощью системы регулировки, которая у каждого производителя своя. Достаточно один раз посмотреть, как это сделают в магазине, и вы сами можете подгонять крепления под разные ботинки.

А как отрегулировать крепления под мой вес?

Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений – шкала винтовой нагрузки, усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке – усилия при падении вперёд. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ski-мастера или по таблицам, прилагающимся к креплениям. Если таковой под рукой не окажется, можно воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10 и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Опытным лыжникам – 0%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало – быстро поймёте. Срабатывание креплений обычно происходит при падении, но можно упасть, не нагрузив крепления или наоборот, создать мощное усилие, стоя на месте. Если вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4–1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё на 10–20%: лучше потом затянуть, чем получить травму. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает, что делает. Имейте в виду, что усилие срабатывания может заметно меняться в зависимости от усилия прижима ботинка к передней головке креплений, будьте внимательны, и если не уверены в том, что ваши крепления отрегулированы правильно, лучше обратитесь в мастерскую или, по крайней мере, в хорошо оснащенный пункт проката за консультацией.

Я ведь новичок – так зачем надо смазывать лыжи?

Дело в том, что смазка лыж нужна сразу по нескольким причинам. Первая – смазанные лыжи лучше скользят, а в теплую погоду мокрый снег на них не налипает. То, что лыжи лучше скользят – это не повышает опасность при катании, а напротив – снижает риск, поскольку легко скользящие лыжи и управляются легче. Представьте себе такую ситуацию, когда лыжи вообще не едут. Можно на таких научиться кататься? Конечно, нет. А вторая причина, по которой следует лыжи смазывать, – смазка защищает скользящую поверхность, то есть продлевает лыжам жизнь.

А зачем точить лыжи?

Канты лыж – это одновременно шины, тормоза и рулевое управление применительно к автомобилю. Вы же не сядете за руль такого автомобиля, у которого все эти системы были бы не в порядке? Вот и канты лыж должны быть в порядке. Так что хотя бы раз в сезон отдавайте ваши лыжи в мастерскую, чтобы их там наточили и смазали.

Как ухаживать за креплениями?

Крепления не любят весеннюю грязь и дорожную соль. Не стоит применять для мытья растворители, чистящие средства и горячую воду. А вот холодной воды они не боятся. При аккуратном обращении крепления даже через 4–5 сезонов не нуждаются в смазке и могут прослужить более 15 лет. Сцепляя лыжи тормозами для переноски, немного сдвиньте одну лыжу, сведите их «скользячками» вместе и аккуратно сдвигайте лыжи до зацепления, применяйте «липучки» для связывания – это продлит жизнь ски-стопам и кантам.

Как сушить ботинки?

Не стоит ставить ботинок на очень горячую батарею отопления или надевать его на горячую трубу – он может послушно принять её форму, а вдруг она не совпадает с формой вашей ноги? Перегревать ботинки тоже не следует – максимальная температура, до которой позволительно нагревать ботинок при сушке – не выше 50 градусов. Дело в том, что в качестве наполнителя для некоторых внутренних ботинок используется такой материал, который после разогрева и дальнейшего остывания в застегнутом (и надетом на ногу) состоянии принимает форму ноги. А без ноги пластик примет одному ему ведомую форму. Так что лучше всего использовать специальные сушилки, которые выпускаются несколькими производителями (например, компанией Therm-Ic, или сушить ботинки при комнатной температуре.

Летом храните обувь застёгнутой в тёмном месте, можно не очень плотно набить ботинки бумагой. Носок и пятка ботинка взаимодействуют с креплениями. Эти части подошвы должны точно соответствовать по форме стандартам, быть чистыми и скользкими. Поэтому не стоит много ходить в лыжных ботинках по асфальту. Перед тем, как вставить ботинок в крепления, очистите подошву и платформы крепления от льда и снега.

Шлем, шапочка, кепка, бандана – что лучше?

Лучше всего – шлем, поскольку он не только утепление-дополнение-аксессуар, но и дополнительная степень обеспечения безопасности. Медленно катаетесь? Это не повод для того, чтобы вас никто и никогда не сбил, а при падении страдает то, что в шлеме, мозг то есть. Несколько рекомендаций тем, кто собирается покупать шлем. Примерьте шлемы нескольких производителей: форма головы у всех разная, и хорошо сидящий на голове вашего приятеля шлем может и не прийтись вам впору, а будет болтаться вперед-назад, если у вас при одинаковом размере различная форма головы. Постарайтесь как можно точнее определить размер – шлем не должен быть чересчур свободным. Но не только форма и размер имеют значение: обратите внимание на систему вентиляции, а ушные отверстия позволяют слышать происходящее вокруг. Не забудьте учесть и вес – чем легче шлем, тем меньше дискомфорта он будет приносить при катании. Есть модели, конструкция которых позволяет регулировать размер, с отстегивающейся защитой ушей, со встроенными стереонаушниками, со съемными внутренними мягкими частями – чтобы их можно было стирать. Кстати – если шлем вас смущает только своим видом, имейте в виду – сейчас и дополнительные украшения в виде ушей или хвоста можно к нему приклеить, а можно и облегающий чехол из эластичной ткани на шлем надеть – отлично смотрится такой головной убор в виде шкуры длинношерстой зебры или с меховой отделкой. А некоторые компании сразу выпускают шлемы «под змеиную кожу», «под бамбук» или с поверхностью из мягкой кожи, украшенной вышивкой…

Шапочку лучше всего брать флисовую или двухслойную – снаружи шерсть или флис, внутри – ветрозащитная мембрана. Кепка, если она хорошо подходит к вашему костюму или имиджу, тоже хорошо. Но козырек – это парус, и при достижении вами некоторой скорости кепку просто может сдуть с головы. Можно защитить голову и банданой – тонкой из хлопка для теплой погоды, флисовой – для более холодной и ветреной.

Машины тюнингуют. А можно ли подвергнуть тюнингу лыжи?

Конечно, самый простой способ, который используют многие сноубордеры – обклеить лыжи максимальным количеством стикеров, мы рассматривать не будем. Кстати: когда будете на одном из курортов Альп отдавать свои лыжи в сервис, не используйте слова «заточить», «отшлифовать», «смазать» – все эти термины заменяет одноединственное слово: «настроить».

В определенной степени «настроить» можно «подвеску» любых лыж. Настройка лыж – это заточка их кантов под определенным углом, нанесение специальной структуры, улучшающей скольжение, на базу («скользячку») и смазка. Лыжи становятся одновременно и послушными, и очень четко держащимися за склон, хорошо скользят, но не проскальзывают даже на очень крутых ледяных кусках, которые могут попасться где-нибудь на выкате.

С точки зрения дизайна все несколько сложнее – просто перекрасить лыжи не удастся из-за характеристик различных видов защитного покрытия. Но можно сразу же купить себе такие лыжи, которые вряд ли встретишь на ком-либо еще. Bogner, Indigo, Kastle, Zai… Правда, все эти модели ориентированы на тех, кто хорошо владеет лыжами.

Видел, как катаются на лыжах-коротышках, длиной около метра. Что это? На них, наверное, можно быстрее научиться кататься?

Короткие лыжи – ски-борды (от ski и board) выпускают многие компании, производящие лыжи. Пожалуй, одни из распространенных – Big Foot, которые выпускает компания Kneissl. Это совсем короткие, длиной около 60 см, шуточные спортивные снаряды в форме больших ступней. Более серьезные «коротышки» выпускает, например, компания Salomon. По имени одной из моделей этой фирмы – Snow Blade, иногда так же называют и вообще любые короткие лыжи вне зависимости от того, какова их кличка на самом деле. Обычно их длина от 90 до 99 см, и они продаются с уже установленными простейшими креплениями, не отстегивающимися в случае опасного падения. Заменить обычные лыжи такие юркие и не слишком устойчивые лыжки-малышки не могут, но они сильно разнообразят катание, да и в качестве тренировочного снаряда на одном из этапов обучения катанию – почему же нет?

Единственное, чего нужно избежать – не нужно давать их детям. Метровых лыж вполне хватит, чтобы во время падения ребенок мог получить очень серьезную травму. Да и взрослым лучше установить на ски-борды автоматические крепления – так безопаснее.

Чем отличаются палки, которые стоят так дорого – я видел за 100 с лишним евро? И для чего нужны телескопические палки? А еще я слышал, что некоторые инструкторы в Альпах в палки заливают коньяк и женепи, чтобы можно было в горах пропустить глоточек-другой. Я тоже так хочу! Где мне купить такие палки?

Наиболее дорогие палки из тех, что предназначены для спортсменов, отличаются очень высокой прочностью сплавов, иногда их древко представляется собой трехслойную конструкцию – две металлические трубки вставлены одна в другую, а между ними еще один слой, гасящий вибрации и амортизирующий удары. Кроме трубки, их конструкция отличается удобной рукояткой из нескользящих материалов и очень малым весом – такими палками очень легко выполнять укол на склоне.

Еще один недешевый вариант – палки из углепластика. Они намного легче и тоньше привычных, да и выглядят очень элегантно. А если к тонкому и легкому лакированному древку добавить обтянутую кожей ручку, да еще и с вышивкой – получится настоящее произведение инженерного искусства. Это же можно сказать и об эксклюзивных моделях, которые выпускают производители элитных лыж – такие палки могут быть отделаны бамбуком, полированным деревом или имитацией змеиной шкуры.

А палки с регулируемой длиной – телескопические, удобны при восхождениях или в тех случаях, когда к началу спуска нужно долго идти вверх (бэккантри): при подъеме пешком в гору удобнее укороченные палки. А перед спуском их длину увеличивают, чтобы можно было спускаться с палками привычной длины. Но телескопические палки тяжелее обычных, да и прочность их ниже, поэтому если вы не ходите вверх пешком – не заморачивайтесь.

А палки со встроенной фляжкой объемом 0,2 л (и с воронкой в комплекте) выпускает, к примеру, компания Komperdell, модель так и называется – Schnapsstock Spirit. Так что не только альпийские инструкторы могут себе позволить глоток-другой живительной влаги. В Москве узнать, где приобрести такие палки, можно на сайте www.boardshop.ru.

БРЕНД БРЕНДОВ

ДИРЕКТОР РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КОМПАНИИ ФИШЕР ЙОХАНН ФИШЕР РАССКАЗЫВАЕТ О ЛЫЖАХ ФИШЕР

– Йоханн, расскажите для начала о себе. Прежде, наших читателей наверняка заинтересует два момента вашей биографии – почему ваша фамилия совпадает с названием великого бренда, и почему вы так хорошо говорите по-русски?

– Меня часто спрашивают, не наследник ли я «империи Фишер»? Иногда, когда бывает настроение пошутить, я «надуваю щеки» и говорю, о, да, «тот самый Фишер» – это я. Но, на самом деле, я просто однофамилец. У нас в Австрии очень много «Фишеров». Говорю по-русски потому, что уже больше пяти лет живу в России. И жена у меня русская, и две дочки, которые хорошо говорят по-русски и плохо по-немецки, так что у меня нет других шансов, кроме как стараться хорошо говорить по-русски.

– Кроме Австрии и России, есть ли у вас какая-нибудь еще среда обитания?

– Весь мир. Прежде чем оказаться в России, я много путешествовал, объехал, практически, во круг света.

– Спортивные увлечения кроме лыж имеются?

– Кроме лыж занимаюсь еще много чем: тенис, мотоцикл, параплан, дайвинг, но, в первую очередь, это конечно, лыжи, особенно, хелли-ски. Отдельная мечта – хеллиски на Камчатке. Однажды даже попытался ее реализовать, но не получилось. Старшая дочка пошла в школу, второй – три года, так что пока не до таких отдаленных экспедиций. Но в будущем, надеюсь, с Камчаткой все получится в лучшем виде. Самое хорошее время это март, да? Тогда же там у них проходит Авачинский марафон, который мы спонсируем, так что, есть много поводов там побывать.

– А с чего началась ваша российская история?

– Как и у большинства россиян, моя российская история началась еще с Советской истории. На закате Советского Союза, завод по производству зимнего спортивного инвентаря «Мукачево» объявил тендер на модернизацию производства. Тендер выиграла фирма «Фишер» и построила там лыжную фабрику заново. Далее последовали 18 лет непрерывных инвестиций и в оборудование, и в образование сотрудников предприятия, и в системы контроля качества, и сегодня мы имеем плод своих усилий – предприятие, считающееся одним из лучших в мире. Конечно, производство в Австрии у нас осталось, ему восемьдесят лет, колоссальный опыт и традиции. На нем мы производим только топовый сегмент всей нашей продукции – лыжи экстра класса. Все остальные сегменты закрывает «Мукачево». В настоящее время в Австрии производится только 20 процентов всей продукции, остальные поставляет «Мукачево». Качество – абсолютное, а производственные издержки меньше. Поэтому на нашем заводе размещают заказы и другие мировые бренды: «Volkl», «Blizzard», «Sсott». Даже «Audi» разместила заказ на изготовление карбоновых деталей для своей модели «R8». Есть в «Мукачево» и такие произвоодства, которых нет больше нигде, например, хоккейные клюшки.

– Ну, клюшки у них и в Советские времена неплохие получались. Как и все советские пацаны, я играл в хоккей во времена, когда хорошие клюшки, как и все остальное, не покупались, а «доставались». Так что я запомнил «Мукачево» как источник счастья…

– Сегодня совершенно другие технологии. Современная клюшка делается полностью из карбона, на порядок легче и прочней, и стоит соответственно. Если раньше самая дорогая клюшка из дерева или пластика стоила примерно 50 евро, то теперь 200–300.

– Как осуществляется контроль качества на «Мукачево»?

– В ручную. Контроль качества – это, можно сказать, стопроцентно ручная работа в нашем высокотехнологичном производстве. Австрийские специалисты-технологи постоянно присутствуют при производстве, по очереди. Три недели живут в Мукачево, три недели в Австрии. Как вахтовики-нефтяники.

– Есть ли какие-нибудь технологические особенности, которые бы выделяли лыжи «Фишер» из числа других брендов?

– Конечно! Благодаря нашему технологическому новшеству, этот год принес нам и нашим спортсменам, столько побед, сколько не приносил ни один в прошлом. На наших лыжах было завоевано три хрустальных глобуса: Манфред Мёльг (слалом), Ханс Райхелт (супер-гигант) и Дэнис Карбон (женский гигант). Такое количество побед мы связываем с нашей новейшей технологической «фишкой» как лыжи с «дырками» на носках и пятках.

Мёльг после своей победы… да и Райхелт, и Матт, – все они сказали: «Слушай, это такую штуку вы сделали, надо ее не только в элитных лыжах применять, но и в массовых сериях тоже». И действительно, поскольку все – и спортсмены, и эксперты, и обычные любители, тянутся к чемпионским стандартам качества, у нас уже на сегодняшний день (середина октября) все лыжи этой модели проданы.

– Как работает «продырявленный носок»?

– За счет отверстия на носке и выреза на хвосте, уменьшается масса на концах. Они меньше вибрируют, а усилие, прикладываемое к лыже, концентрируется в ее центре, из-за чего повышается маневренность, особенно заметная на высоких скоростях. Разницу смогут почувствовать только спортсмены очень высокого уровня. Но потому, что рынок ориентируется на идеальные образцы, лыжи такой конструкции в настоящее время являются самыми востребованными и желаемыми, о чем говорят продажи.

Таким образом в области высоких технологий наша компания выделяется на рынке. Но она так же выделяется и в области сохранения лучших технологических традиций. Не смотря на работу с карбоном, с суперсовременными композитами, мы по-прежнему производим лыжи с деревянным сердечником. Потому что дерево попрежнему остается непревзойденным по своим динамическим характеристикам материалом. Несмотря на то, что дерево требует большего труда, его сложнее подбирать и обрабатывать, чем полимеры, мы его очень ценим, и не собираемся отказываться. Дерево – это не просто сердечник лыжи, это его сердце.

– Сейчас вот уже и камень в качестве «сердца» кто-то догадался использовать…

– Да хоть чугун! Пускай все экспериментируют с любым материалом, все это нашему спорту и его технологиям только на пользу.

– А почему многие производители уходят от дерева, и пускаются в поиск нового, если есть совершенное?

– Потому что делая сердечники лыж из дерева, сталкиваясь с целым спектром трудностей в сфере стандартизации. Дерево – это же природный материал, поэтому сложно подобрать требуемый коэффициент жесткости, так как каждый распил может отличаться один от другого. Нужны очень дорогие машины, которые учитывали бы в процессе обработки индивидуальные особенности распилов. С карбоном все гораздо проще, как задал нужные параметры, так он весь и идет.

– Деревья каких пород используются в лыжестроении?

– Разных. Мы используем микс. Клен, липа, ясень, бук – каждая из этих пород имеет собственный коэффициент жесткости, поэтому можно добиваться результата, варьируя их сочетания в композиции.

– Чтобы вы посоветовали бы начинающему лыжнику, собирающемуся активно прогрессировать в больших горах, выбрать для себя из вашей коллекции?

– В принципе, все очень индивидуально, и зависит от того, к какой технике катания человек склонен. Прогрессирование в больших горах предполагает более высокие ростовки и более «гигантскую» геометрию лыжи. При этом, принимая в расчет начальный уровень катания и вполне понятное нежелание каждый год менять лыжи в процессе эволюции, можно посоветовать начальную модель нашей серии «Heat». В принципе, подобрать лыжи достаточно легко и просто, так как мы производим их для всех уровней катания – от самого начального до самого профессионального во всех стилях катания. Начинающему лыжнику бывает сложнее определиться со своими собственными предпочтениями, потому, что хочется кататься в разных стилях.

Конечно, самый идеальный вариант, обеспечивающий самый быстрый темп прогресса начинающих – это покупать себе лыжи, соответствующие актуальному уровню катания. Но это вариант требует наличия денег, и мы понимаем, что это вариант далеко не для всех. Поэтому мы производим достаточно универсальные модели лыж – RX Fire 2 или RX Fire 4 или Pure Heat, позволяющие встать на них, практически с самого начала, и несколько лет совершенствоваться, не меняя, так как это модель из тех, что может быть приобретена «на вырост». Их можно использовать несколь лет подряд, и таким образом, сэкономить, но надо понимать, что они более жесткие и более требовательные, и поэтому на первом этапе учиться на них будет тяжелее, чем на тех мягких моделях, из которых активно прогрессирующий лыжник вырастает за один сезон.

– Кроме лыж, чем еще «Fischer» удивил мир? Одежда? Перчатки?

– В первую очередь ботинки, в которых применена наша уникальная технология «SomaTec». Это технология позволяющая компенсировать естественный угол постановки ступней. Дело в том, что лыжи во время спуска должны располагаться строго параллельно, и, соответственно, вместе с ними и ступни ног лыжника, что не вполне естественно. В естественном состоянии носки ступней ног человека слегка разведены по сравнению с пятками, и необходимость держать их во время скоростного спуска параллельно оборачивается дополнительной нагрузкой на коленные связки, мышцы и суставы ног, и, следовательно, большим риском получить травму в момент резкой нагрузки на связки, каковым характеризуется момент падения. Мы придумали такие ботинки, геометрия которых позволяла бы держать ноги естественно, а лыжи – параллельно. Успех этой технологии на рынке оказался ошеломляющим. Поэтому мы выпускаем по технологии «SomaTec» все группы ботинок – от детских, одноклипсовых, с минимальной жесткостью до самых верхних спортивных моделей. Даже спортсмены, которые попробовали выступить на Кубке мира в наших ботинках, больше ни в каких других кататься не хотят. Когда спортсмен, который должен выступать на лыжах других фирм настаивает на том, чтобы ботинки у него были от «Fischer», для нас это очень серьезный показатель наших достижений.