Очки и маски
Среди лыжников есть такие, которые катаются только в горнолыжных масках, такие, которые признают только очки, и такие, которые имеют и то и другое. В маске хорошо себя чувствуешь в холодную, снежную и ветреную погоду, а также при спуске на больших скоростях. В очках комфортнее, когда тепло, безветренно. Форма фильтров и оправы позволяет в них кататься на приличной скорости, при этом они более приспособлены для обретения ровного загара, чем маска. Поэтому правильно иметь и маску, и очки, а очков может быть несколько или одни со сменными фильтрами, меняющимися в зависимости от освещения. К чему все эти излишества? А вот к чему.
О том, что ваши глаза вам нужны, вы, вероятно, и сами догадываетесь. Мы же вам расскажем о том, что поможет вам их не испортить тем, для чего они предназначены – светом. Дело в том, что свет – штука неоднородная и далеко не нейтральная. Свет, знаете ли, имеет спектр. В общем, не все лучи одинаково полезны. Для отделения полезных лучей от вредных фотографы, к примеру, используют светофильтры. Глаз – орган куда более чувствительный, чем фотопленка, и мощный фильтр ему ой как не помешает. Особенно в той местности, для которой человеческий глаз не эволюционировал – не только в горах, но так же и в Арктике с Антарктикой, в пустыне и на море.
Это зоны, отличающиеся повышенной яркостью света, отражаемого ландшафтами. Особенно весной. Но прежде чем покупать солнечные очки, следует ознакомиться со всеми их физическими свойствами. Все знают, что темные очки полезны на ярком солнце, но не все догадываются, что в некоторых из них можно получить ожог сетчатки быстрее, чем вообще без очков. Дело в том, что дешевые темные очки, которые сделаны просто из крашенного пластика, не фильтруют ультрафиолет – основное излучение, виновное в ожогах сетчатки глаза. Но все темные очки способствуют расширению зрачков. Что в итоге получает обладатель дешевых непойми-каких-очков? Принудительное расширение зрачка для проникновения особоагрессивного ультрафиолета. И наоборот, линзы, поглощающие до 90% ультрафиолета, могут быть абсолютно светлыми. Последнее обстоятельство способствует естественному сужению зрачка и меньшей проницаемости для вредных лучей.
Всем видам деятельности свойственно свое освещение, и для каждого из них можно подобрать оптимальный тип очков из тех, многообразие которых составляет специализированную группу спортивных очков, предназначенных для активного действия.
Выбор очков – это осмысленный процесс, к которому спонтанная покупка на бегу в подземном переходе, «потому что понравились», или на пляже, «потому что больно смотреть», не имеет отношения.
Через глаза мы получаем три четверти всей информации, и притом самую важную ее часть. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света.
По длине волны, которая измеряется в нанометрах, ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: C (200–290 нм), B (290–320 нм) и A (320–380 нм). Лучи C практически полностью поглощает атмосфера нашей планеты, если бы не атмосфера, то все живые организмы на простерилизованной планете просто не завелись бы вовсе.
Лучи B – те самые, которые обеспечивают коже загар, а глазам – боль «от света». Их поток в сочетании со снегом и ветром может привести к «снежной слепоте». При нормальных же условиях излучение данного вида поглощается роговицей глаза, а ожоги кожи легко восстанавливаются. В малых дозах B-излучение вообще полезно, поскольку образует в биологических структурах витамин D, необходимый для жизнедеятельности.
А вот повреждения, полученные от UV лучей группы A, восстанавливаются очень медленно или вообще не восстанавливаются. Сила ультрафиолетового облучения, воздействующего на нас, зависит от многих факторов. В том числе и от пресловутых «озоновых дыр». Известно, что снижение содержания озона на 1% приводит к увеличению уровня солнечной радиации во всех ее проявлениях на 2%. Зная, что за последние 20 лет количество озона в атмосфере снизилось на 4%, нетрудно подсчитать, насколько экстремальнее становится наш загар.
Глаза, в отличие от кожи, зависят не от прямых лучей, но от отражаемых другими предметами. Разные предметы отражают солнечные лучи по-разному. Грунт и трава отражают 5% падающих лучей, песок – 17%, вода – 20%, снег – 85%. А это означает, что при катании на лыжах глаза будут сильнее уставать, а кожа лица будет обгорать даже в тени.
Всегда следует помнить, что ультрафиолет проходит и через облачность. А в туман или при светлой облачности уровень излучения может быть даже выше чем в солнеч- ный день, только плотная темная облачность его снижает. Все уверены, что солнце светит ярче летом, что может быть и возможно. Только зимой и весной мы получаем дозу ультрафиолета в 10–15 раз больше. В полдень излучение бывает почти в 10 раз сильнее, чем ранним утром или вечером. Самые опасные часы – с 10 до 15. Чем выше над уровнем моря, тем тоньше атмосфера и сильнее солнечная радиация, каждый ки- лометр высоты добавляет по 16% UV.
У детей до 14 лет глаза в три раза более чувствительны к ультрафиолету, чем у взрослых, поэтому детские очки должны быть в три раза более «взрослые» и, тем более, не игрушечные. У стариков также глаза становятся более чувствительные ко всем видам UV. С возрастом роговица пропускает все больше ультрафиолета и сама от этого страдает.
Согласно международной классификации, солнцезащитные очки без диоптрий по степени поглощения ультрафиолета делят на три группы: косметические (по- глощают 70% UVB, UVA); общего назначения (поглощают 95% UVB, UVA); специаль- ного назначения (поглощают 97% UVB, UVA). Для катания в горах косметические очки не годятся.
Фильтры. По материалу все фильтры можно разделить на три группы – минеральное стекло, органическое стекло и ламинатное стекло (комбинированный вариант первого и второго, для того чтобы совместить их достоинства).
Минеральное стекло получают из расплавленного кварцевого песка с различны- ми добавками. В результате получается прочное, стойкое к излучениям стекло, фор- ма которого, равно как и превосходные оптические свойства, с течением времени не меняется. Обычное минеральное стекло, за исключением чистого кварцевого, значительно снижает поток ультрафиолета. Недостатки – хрупкость, неустойчи- вость к термическим перепадам. Из минерального стекла сложно делать изогнутые линзы. Они в полтора раза тяжелее органических.
Органическое стекло – это современный пластик, способный защищать глаза от ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Поглощаемость до 96%. Достоинства – хорошая сопротивляемость ударам, малый вес, пластичность. Недостатки – структура и форма линзы может со временем меняться, пластик не бывает фотохромным.
Фирма Маршон Айвеар (MARCHON EYEWEAR) использует пластичный сплав флексон (FLEXON), обладающий эффектом памяти. Очки можно практически завязать узлом и им ничего не будет. Через несколько минут они принимают первоначальную форму.
На сегодняшний день самым лучшим материалом для спортивных универсальных очков считается поликарбонатный пластик – термопластик, стойкий к воздействию лучей, не пропускает ультрафиолет, а при нанесении зеркального покрытия отражает часть ИК лучей. Это самый прочный, практически небьющийся из всех материалов, которые применяются в очках.
Покрытие. Сама основа фильтра – минеральная или органическая линза – стоит не очень дорого, иногда гораздо больше приходится платить за доводку линз и высокотехнологичные покрытия. Стоимость покрытий может составить до 80% от окончательной цены линзы. Одни пластиковые линзы сразу изготавливают из окрашенного материала, другие красят и потом наносят покрытия уже после того, как их подогнали под оправу. Покрытие может быть сплошным или градиентными (сплошное покрытие в верхней части плавно сходит на нет в нижней части), а также с двойным градиентом (такой эффект, как будто по средней трети линзы проходит более светлая полоса – для защиты от солнца сверху и от снега или воды снизу).
Различают следующие типы покрытия.
– Анти UV в пластиковых фильтрах (кроме поликарбонатных) используется хром и другие добавки.
– Антибликовое (как на экранах компьютерных мониторов) наносят на внутреннюю поверхность линз для того, чтобы не раздражать глаз паразитным светом, поступающим сбоку.
– Зеркальное наносят на линзы любого цвета, при этом они, естественно, становятся несколько темнее. Такое покрытие отражает часть падающих лучей, как видимых, так и тепловых (ИК), и таким образом отводит тепло.
– Sharp-resistant – повышает устойчивость ко всем видам механического воздействия. Благодаря такому покрытию поверхность пластика приобретает твердость стекла, а стекло становится еще в 10 раз тверже.
– Waterproof – понятие по отношению к очкам означает, что фильтры покрыты специальным составом, чтобы капли не растекались, а сворачивались бы и скатывались с поверхности.
– Поляризированные линзы устраняют блики, которые образуются при отражении от поверхности воды, стекол или луж на дороге (горизонтальных отражающих поверхностей).
– Фотохромные фильтры способны менять плотность в зависимости от освещенности (в пределах от 8 до 25%), при ярком свете он темнеет, в темноте – светлеет. Недостаток один – быстро темнеют, но медленно светлеют.
Цвет «вторых глаз». Цвет и плотность фильтра определяет, сколько процентов видимого света доходит до глаза. В условиях города достаточно иметь фильтры плотностью от светлого до среднего, на пляже или для высокогорья нужен самый темный фильтр. Для яркого солнца больше подходит коричневый и зеленый цвет, желтый нейтрализует синие лучи и улучшает четкость, а серый снижает контрастность и блики. Серый – нейтральный цвет, обеспечивает реальное восприятие и по сравнению с линзами другого цвета минимальное искажение в цветопередаче, не влияет на контрастность, что важно для велосипедного спорта, гольфа, легкой атлетики. Коричневый – цвет в первую очередь для водных видов спорта, поскольку хорошо справляется с бликами. Янтарный цвет обеспечивает отличную контрастность, но цвета при этом искажаются. Зеленый – универсальный фильтр, обеспечивает приличный уровень контрастности в условиях недостаточного освещения, защищает глаз от перенапряжения при ярком освещении. Розовый повышает видимость в условиях недостаточного освещения, искажает цветопередачу, но повышает контраст на зеленом и синем фоне. Подходит для беговых лыж и стрельбы, то есть биатлона. Желтый был, есть и будет основным цветом горных лыж, так как обеспечивает исключительную глубину видимости и контрастность при любом освещении, особенно при неярком, потому незаменим на горных склонах в туман и снегопад. По этим же причинам используется для стендовой стрельбы. В последние годы стали активно развиваться мультиспортивные дисциплины – всевозможные триалы, триатлоны и приключенческие гонки, проходящие по всем ландшафтным зонам и стихиям, посредством всех способов передвижения – бегом, велосипедом, сплавом. Изучая спрос, мировые производители стали предлагать модели очков со съемными фильтрами, которые входят в комплект сменных линз – темные, светлые и прозрачные.
Фильтр фильтрами, но что делать людям с плохим зрением, которым доктор помимо темных очков прописал диоптрийные? Не носить же одни поверх других? А почему нет? Существуют горнолыжные маски-экраны, надеваемые поверх обычных диоптрийных очков. Но это все-таки неудобно. Удобно сочетать с защитными очками контактные линзы. Но в некоторых условиях, когда простые очки невозможны, а ношение контактных линз вызывает дискомфорт, например в горах, когда глаз под линзой испытывает кислородное голодание, требуются другие решения. А именно – очки из поликарбоната, которые можно сделать на заказ диоптрийными или же оснастить оправу внутренней рамкой для диоптрийных линз.
Маркировки. На очках имеются разные надписи. UV400 – этот символ означает, что линза защищает от всех лучей с длиной волны меньше 400 нанометров, сюда попадают все ультрафиолетовые лучи.
CE – символ того, что качество соответствует Европейским нормам качества.
CR39 – тип пластика.
Ну и, разумеется, название самой фирмы, коих в России представлено в большом многообразии, просто надо знать, где их искать. Фирмы ALPINA, ARNET, BOLLE, BREKKA, BRIKO, CARRERA, CEBE, KILLER LOOP, OAKLEY, RUEDY PROJECT, SCOTT, SMITH, UVEX выпускают очки для зимних и летних видов спорта и реализуют их через сети крупных и специализированных спортивных магазинов. ADIDAS, NIKE, O’NEILL, QUIKSILVER, REEBOK предлагают свои собственные коллекции очков через собственные фирменные магазины. В магазинах, торгующих оптикой, можно встретить солнцезащитные очки POLAROID, RAY BAN, среди которых встречаются и спортивные модели. Очки известных фирм должны иметь фирменные паспорта. На стеклах подлинных очков Ray Ban выгравированы буквы BL (Bausch & Lomb), те же буквы можно увидеть на внутренней стороне носовых упоров и дужках.
В ценах на солнечные очки прослеживаются такие принципы – в магазине дешевле 20–30 евро найти что-то достойное известных фирм сложно, хотя бывают и исключения. Верхняя планка цен теоретически не ограничена, но реально это около 200 евро. Цена не является критерием качества линз и защиты глаз. Очки – часть образа, поэтому имиджевая составляющая играет не последнюю роль в ценообразовании. Ну а в самом имидже часто кому-то важен акцент не художественного образа, а статуса и состояния. Поэтому одни люди за 100 баксов получают на нос средоточие всех оптико-механических достижений, другие к этим достижениям добавят еще 500 за имя французского дома мод. Но такой подход все же опасен для кармана, но не глаза. Дома мод дорожат именами и низкие оптические характеристики в своих моделях не допускают. Бояться стоит лишь дешевых подделок из неизвестных материалов. Глаза – не тот орган, на естественных потребностях которого можно сэкономить.