Очки

В горах важно не испортить глаза тем, для чего они предназначены, – светом. Не все лучи одинаково полезны. Особенно в той местности, для которой человеческий глаз не эволюционировал, – в горах, в Арктике с Антарктикой, в пустыне, на море.

Но прежде, чем покупать солнечные очки, следует ознакомиться со всеми их физическими свойствами. Все знают, что темные очки полезны на ярком солнце. Мало кто знает, что не все темные очки фильтруют ультрафиолет – основное излучение, виновное в ожогах сетчатки глаза. Но все темные очки способствуют расширению зрачков. Что в итоге получает обладатель дешевых не-пойми-каких очков? Принудительное расширение зрачка для проникновения особо агрессивного ультрафиолета. И наоборот, линзы, поглощающие до 90% ультрафиолета, могут быть абсолютно светлыми. Последнее обстоятельство способствует естественному сужению зрачка и меньшей проницаемости для вредных лучей.

По длине волны, которая измеряются в нанометрах, ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: C (200–290 нм), B (290–320 нм) и A (320–380 нм). Лучи C практически полностью поглощает атмосфера нашей планеты; если бы не атмосфера, то все живые организмы на простерилизованной планете не завелись бы вовсе. B – те самые лучи, которые обеспечивают коже загар, а глазам – боль «от света». Их поток в сочетании со снегом и ветром может привести к «снежной слепоте». При нормальных же условиях излучение данного вида поглощается роговицей глаза, а ожоги кожи легко восстанавливаются. В малых дозах B-излучение вообще полезно, поскольку образует в биологических структурах витамин D, необходимый для жизнедеятельности. Повреждения, полученные от UV-лучей группы A, восстанавливаются очень медленно или вообще не восстанавливаются.

Следует помнить, что ультрафиолет проходит и через облачность. А в туман или при светлой облачности уровень излучения может быть даже выше, чем в солнечный день; только плотная темная облачность его снижает. Все уверены, что солнце светит ярче летом, что, может быть, и правильно. Только зимой и весной мы получаем дозу ультрафиолета в 10–15 раз больше. В полдень излучение бывает почти в 10 раз сильнее, чем ранним утром или вечером. Самые опасные часы – с 10 до 15. Чем выше над уровнем моря, тем тоньше атмосфера и сильнее солнечная радиация, каждый километр высоты добавляет по 16% UV.

У детей до 14 лет глаза в три раза более чувствительны к ультрафиолету, чем у взрослых, поэтому детские очки должны быть в три раза более «взрослые» и тем более не игрушечные. У стариков также глаза становятся более чувствительными ко всем видам UV. С возрастом роговица пропускает все больше ультрафиолета и все больше сама от этого страдает.

Если не носить очки от солнца, то возможны помутнение хрусталика вплоть до образования катаракты, отслоение сетчатки глазного дна и, разумеется, образование морщин вокруг глаз, потому что кожа вокруг глаз не имеет жировых клеток и легко сохнет.

Согласно международной классификации, солнцезащитные очки без диоптрий по степени поглощения УФ делят на три группы: косметические (поглощают 70% UVB, UVA); общего назначения (поглощают 95% UVB, UVA); специального назначения (поглощают 97% UVB, UVA). Для долговременного пребывания на солнце косметические очки не годятся.

Фильтры. По материалу все фильтры можно разделить на три группы – минеральное стекло, органическое стекло и ламинатное стекло (комбинированный вариант первого и второго, создан для того, чтобы совместить их достоинства).

На сегодняшний день самым лучшим материалом для спортивных универсальных очков считается поликарбонатный пластик – термопластик, стойкий к воздействию лучей, он не пропускает УФ, а при нанесении зеркального покрытия отражает часть ИК-лучей. Это самый прочный – практически не бьющийся – из всех материалов, которые применяются в изготовлении очков.

Сама основа фильтра – минеральная или органическая линза – стоит не очень дорого, иногда гораздо больше приходится платить за доводку линз и высокотехнологичные покрытия.

Различают следующие типы покрытия:

– анти-UV в пластиковых фильтрах (кроме поликарбонатных). Используется хром и другие добавки;

– антибликовое (как на экранах компьютерных мониторов). Наносят на внутреннюю поверхность линз, для того чтобы не раздражать глаз светом, поступающим сбоку;

– зеркальное. Наносят на линзы любого цвета. Такое покрытие отражает часть падающих лучей.

– sharp-resistant. Повышает устойчивость ко всем видам механического воздействия. Благодаря такому покрытию поверхность пластика приобретает твердость стекла, а стекло становится еще в 10 раз тверже;

– waterproof. Это понятие по отношению к очкам означает, что фильтры покрыты специальным составом, чтобы капли не растекались, а сворачивались и скатывались с поверхности.

– поляризированные линзы устраняют блики, которые образуются при отражении от поверхности воды, стекол или луж на дороге (горизонтальных отражающих поверхностей);

– фотохромные фильтры способны менять плотность в зависимости от освещенности (в пределах от 8% до 25%), при ярком свете он темнеет, в темноте – светлеет.

Для яркого солнца больше подходит коричневый и зеленый цвет, желтый нейтрализует синие лучи и улучшает четкость, а серый снижает контрастность и блики. Серый – нейтральный цвет, обеспечивает реальное восприятие и – по сравнению с линзами другого цвета – минимальное искажение в цветопередаче, не влияет на контрастность, что важно для велосипедного спорта, гольфа, легкой атлетики. Коричневый цвет в первую очередь для водных видов спорта, поскольку хорошо справляется с бликами. Янтарный обеспечивает отличную контрастность, но цвета при этом искажаются. Зеленый – универсальный фильтр, обеспечивает приличный уровень контрастности в условиях недостаточного освещения, защищает глаз от перенапряжения при ярком освещении. Розовый повышает видимость в условиях недостаточного освещения, искажает цветопередачу, но повышает контраст на зеленом и синем фоне. Желтый был, есть и будет основным цветом горных лыж, так как он обеспечивает исключительную глубину видимости и контрастность при любом освещении, особенно при неярком, а потому незаменим на горных склонах в туман и снегопад.

На очках имеются разные прочие надписи. «UV400» – этот символ означает, что линза защищает от всех лучей с длиной волны меньше 400 нанометров. Сюда попадают все УФ-лучи.

«CE» – символ того, что качество соответствует европейским нормам. «CR39» – тип пластика.

Очки – часть образа, поэтому имиджевая составляющая играет не последнюю роль в ценообразовании.

Ла Фарж. четыре поколения оптиков

Центр Шамони, улица Паккарда, в вечернее время освещена витринами магазинов, в сияющем ряду которых салон «Оптика Ла Фарж» выделяется, словно волшебный фонарь. Он на фонарь и похож – угловым расположением здания с просторными витражами, в которых преломляется свет, отражаясь от стендов с множеством всевозможных очков. Когда этот магазин возник здесь пятьдесят лет тому назад, у него почти не было витрин, только одна – у входа в небольшое помещение, которое купил человек по имени Пьер Ла Фарж, приехавший сюда из-под Лиона. Причина переезда? Все та же – «горная болезнь», влюбленность в горы. Так в Шамони появился еще один очень полезный магазин. Ведь что-что, а глаза в горах надо беречь как нигде. С тех пор история «Оптики Ла Фарж» – это история процветания фамильного бизнеса, принадлежащего целой династии оптиков. Благодаря этому процветанию город тоже получил подарок – в виде нового здания, украшения улицы, в котором перекрытия традиционного шале причудливо перемежаются зеркалами и витражами. Это сын Пьера Жак продолжил дело отца, и, судя по всему, неплохо продолжил, раз сумел купить землю и возвести в качестве пристройки к старому магазину новое здание стильной архитектуры.

– Отцу нравились горы, – рассказывает Жак, – и он решил переехать жить из-под Лиона в Альпы. Сначала обосновался в Куршевеле, работал горнолыжным инструктором и одновременно открыл магазин оптики. Но пятьдесят лет назад там было недостаточно работы, и он решил переселиться в Шамони. При этом сумел сохранить свой магазин и в Куршевеле. А эту часть магазина я построил уже сам, в 1989 году. Очков в мире стало много, понадобилось расширяться.

– Туристы приезжают в Шамони, как правило, на одну-две недели. Из них мало кто, наверное, имеет цель заказать у тебя очки. Наверное, это решение у них вызревает уже здесь, на месте, как следствие любимого занятия всех туристов – разглядывания витрин. Если, допустим, человек приехал из России на неделю, из шести дней он трое суток думал и вот перед отъездом решил заказать тут очки – успеешь сделать?

– Если это не специальные сложные очки, например, для астигматизма, или комбинированные линзы, которые делаются на заводе, а очки обычного ряда диоптрий, то заказ будет готов на следующий день или в крайнем случае через день. Если случай сложный – тогда нужно ждать неделю.

– Линзы какой фирмы?

– «Эссилор». Это французская компания. На мой взгляд, она производит лучшие стекла для очков.

– Вряд ли какой турист возит с собой рецепт от врача…

– Это не проблема, у нас есть вся аппаратура для глубокой проверки зрения.

– Сейчас-то оно понятно, аппаратура и все такое. А как твоему отцу пришла в голову идея заняться таким специфическим бизнесом? Это же надо в оптике разбираться…

– Он и разбирался. Закончил соответствующий факультет, получил образование в этой сфере. Но выбор профессии был уже предопределен – ведь его отец, мой дед, тоже был дипломированным специалистом в оптических науках. Вот смотри…

И указал на стену, где в рамке висел диплом, который гласил следущее: «Жак Ла Фарж с успехом закончил полный курс оптических наук при Центральном институте оптики в Париже по следующим дисциплинам: «оптикометрия», «физиологическая оптика», «психологическая оптика», «оптическая механика», «очки и инструменты для оптики». 1935 год».

– Тебя Жаком в честь дедушки назвали?

– Выходит, так.

– Итак, стало быть, «Ла Фарж» – это три поколения профессиональных оптиков?

– Четыре. Сын мой, Александр, тоже стал оптиком. Закончил Лионский институт оптических наук…

– …если не сказать искусств. Я ношу очки и знаю, что хорошо подобранные и подогнанные стекла – это искусство. Не говоря уже про оправы. У тебя тут собраны все мировые очечные бренды?

– Абсолютно. И даже некоторые автомобильные :). Вот, смотри, тут у нас «порши», там «бугатти», здесь «ягуары».

– Если приедет к тебе человек на «бугатти» заказать очки «Бугатти», скидка ему полагается?

– Зачем ему скидка…