Трагедия в Шамони вызвала споры по поводу горного туризма в Альпах

В начале июля 2012 г. пять немецких альпинистов погибли в начале спуска с горы Лаггинхорн на юге Швейцарии. Шестой участник этой группы, задержавшись на подходе к вершине, был вынужден наблюдать, как пятеро других разбились насмерть. В их числе были его 20-летний сын и 14-летняя дочь.
 

12 июля 2012 г. в Шамони девять альпинистов погибли в снежной лавине, и еще 12 были ранены. В общей сложности в лавину попали 28 человек.
 

Не приходится сомневаться, что эти альпинисты, – многоопытные люди, не раз покорявшие Монблан, – были ненадлежащим образом экипированы или не учли погодные условия.
 

Но у некоторых скалолазов возникает вопрос, не слишком ли много людей идет в Альпы в наши дни? Маршрут, по которому шли погибшие 12 июля, называют «хайвэй на Монблан», и на восхождение часто собираются очереди.
 

Каждый, хорошо знакомый с Альпами, признает, что лавины, даже летом – это жизненный факт. Но почему лавины становятся причиной такого количества несчастных случаев? Почему так много альпинистов оказалось в том месте в одно и то же время?
 

Соперничество
 

Конкуренция за места в горных хижинах, где альпинисты проводят ночь перед последним восхождением, очень жестокая. Как правило, бронировать места приходится задолго.
 

Тот, кто планирует провести свой летний отпуск на Монблане, не всегда готов отменить поездку только из-за того, что погода не такая идеальная, как ожидалось, тем более, если он понимает, что в следующем году может не получить место в горной хижине.
 

Спустя два дня после трагедии в Шамони еще два альпиниста, попав в снежную бурю, замерзли насмерть на Монблане.
 

Словенский гид Клемен Гричар, шедший с группой вслед за той, что попала в лавину 12 июля, сказал в интервью швейцарской газете NZZ am Sonntag: «Мы все знаем, что Монблан переполнен».
 

«В некоторых местах, – сказал он, – за один раз могут пройти максимум три человека. Остальным приходится ждать. Так собираются очереди. Время ожидания может составить полчаса, иногда 45 минут, и все это время группы находятся на открытом склоне горы».
 

Ущерб окружающей среде
 

Несколько лет назад мэр поселка Сен-Жерве, в котором начинается самый простой и популярный маршрут на Монблан, потребовал ограничить количество альпинистов, поднимающихся на гору.
 

«Подняться на Монблан может кто угодно, ведь ограничений никаких нет», – сказал Жан-Марк Пейье. – «Эти места должны охраняться. Укрытия для альпинистов переполнены, люди ставят палатки на льду. Так больше продолжаться не может».
 

Его главная забота – охрана окружающей среды. Тысячи туристов оставляют после себя горы мусора: пустые бутылки, контейнеры из-под еды, а те, кто разбивал палатку, а не ночевал в горных хижинах, оставляют свои испражнения.
 

Каждый год жители поселка проводят большую уборку территории, и несколько обозов с мусором спускают вниз, в долину. Говорят, было время, когда планировалось ввести разрешение на подъем на Монблан, взимать экологические сборы и ограничивать количество альпинистов, что уже имеет место на Эвересте.
 

Но идея не нашла одобрения. Весь регион Монблан живет за счет гор, население зависит от прибыли, получаемой каждый год от 20 000 туристов, приезжающих покорить высочайшую вершину Европы и готовых потратить на это немалые деньги.
 

Тем не менее, после последней лавины снова встал вопрос об ограничении количества скалолазов.
 

«Не Диснейленд»
 

Проблема в том, что никто не может предложить реального решения.
 

Бруно Хаслер, представитель Швейцарского Альпийского клуба, не видит, чем можно помочь, кроме как уменьшить количество мест в горных хижинах и запретить разбивать палатки.
 

«Я не думаю, что вводить сборы будет законно, уж точно не в Швейцарии», – сказал он. – «В любом случае альпинисты будут против. Но правда остается правдой – чем больше в горах людей, тем больше происшествий».
 

Большинство скалолазов и гидов уверено, что Альпы как часть европейского природного пространства должны быть открыты для всех.
 

«Альпы – это не Диснейленд, – сказал один из горных гидов, – они для всех нас».
 

Но если уж признавать, что горы должны быть доступны для всех, то нужно признать и то, что те, кто едет в Альпы, не должны относиться к ним, как к Диснейленду. Необходимо уважать окружающую среду и осознавать ее реальные опасности.
 

Подъемники, горные железные дороги и ухоженные тропы обеспечили доступ к высочайшим пикам даже для неопытных альпинистов. Альпийские спасатели регулярно жалуются на то, что им приходится подбирать в горах людей, которых там просто не должно быть.
 

Со швейцарской горы Маттерхорн в последние несколько лет снимали туристов, обутых в обыкновенные кеды или резиновые шлепанцы.
 

Господин Хаслер добавил: «Опасность состоит в так называемом стадном чувстве. Один-два человека могли бы оглядеться и повернуть назад, но когда они видят вокруг себя массу других людей, поднимающихся в гору, они полагают, что им ничто не угрожает».
 

Итак, хотя все единодушны в том, что лавину 12 июля 2012 г. предсказать было почти невозможно, и что пострадавшие приняли все необходимые меры предосторожности, дискуссии на тему, как лучше организовать доступ к высочайшим вершинам Европы, снова набирают остроту.
 

Имоджин Фоулкс, BBC News, Женева, 17 июля 2012 г.
 

Источник: www.bbc.co.uk