Церкви Венеции

Церквей в Венеции великое множество. На каждый квартал (сестьере) их приходится по десятку – одна древнее другой, одна краше другой. Не все они – католические. Встречаются и армянские, греческие, англиканские. Суровые и древние, белокаменные и помпезные, готические, византийские или возрожденческие, возвышающиеся у каналов или украшающие собою пустынные площади-кампьелло, они – настоящее сокровище Венеции.
 

Базилика Сан-Марко, Собор Святого Марка (Basilica di San Marco)


 

Самый известный собор Венеции венчает её центральную площадь – Piazza San Marco.
 

История собора, сложная и запутанная, перекликается с историей самого города. Она началась, когда в 828 году два венецианских купца вывезли из египетской Александрии мощи Святого Марка. Для хранения драгоценной реликвии дож Джустиниано Партечипацио повелел выстроить рядом с Дворцом Дожей подобающую часовню. Увы, она была уничтожена пожаром в 976 году.
 

На её месте воздвигли новый храм, в смешанном романско-византийском стиле, напоминающий в плане греческий крест. Прообразом архитектору (предположительно греческого происхождения) послужил константинопольский храм Апостолов.
 

Строительство базилики началось в 1063 году, освящена она была в 1094. А главным кафедральным собором Венеции церковь, изначально служившая «домашней часовней» для дожей, стала лишь в 1807 году.
 

Из века в век венецианцы любовно украшали храм покровителя города, добавляя всё новые элементы – мраморную облицовку, арки и барельефы, достраивая капеллы и баптистерий. После четвертого Крестового похода, в котором участвовали венецианцы, завоевания (и разграбления) Константинополя, сама базилика и её сокровищница пополнились бесценными творениями византийских мастеров. Среди них – единственная дошедшая до наших дней бронзовая квадрига (четверка лошадей), которая увенчала фасад собора (в наши дни оригинал хранится в музее, а фасад украшает точная копия).
 

Внутреннее убранство собора поражает своим великолепием. Пол и стены храма, сами по себе произведения искусства, сплошь покрыты мозаикой, на укладку которой (4200 квадратных метров) понадобилось без малого 600 лет. Тяжелые своды, тусклое золото стен, мерцающее в прохладном полумраке, лики святых, строго смотрящих на посетителя, пробуждают образы Византии и неумолимо напоминают старинные православные соборы.
 

Главный алтарь – святая святых базилики Сан Марко – по-прежнему хранит мощи святого, а за алтарём переливается золотыми бликами Пала д'Оро (Pala d’Oro) – алтарный образ, искусно выполненный византийскими мастерами в X-XII веках.
 

Другое знаменитое сокровище базилики и объект поклонения венецианцев – икона «Мадонна Никопея», также вывезенная из Константинополя.
 

Описать все шедевры, украшающие базилику Сан Марко просто невозможно, можно лишь сказать, что благодаря им в 1987 базилика была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
 

На протяжении многих веков Собор Святого Марка вдохновлял и восхищал простых смертных и людей известных. Вот воспоминания некоторых из них:
 

“Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный – никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”  (Английский искусствовед John Ruskin, 1851 г.).
 

«До сих пор я никогда не видел ничего, что не решался бы описать, но я чувствую, что описать Венецию невозможно. Все волшебные картины „Арабских ночей“ ничто перед церковью Св. Марка» (Чарльз Диккенс)
 

«Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний». (П.Н. Перцов. «Венеция», 1905).
 

Piazza San Marco

Tel.: +39 041 5225697

www.basilicasanmarco.it
 

Церковь Санта Мария Глориоза дей Фрари (Chiesa di Santa Maria Gloriosa dei Frari). XIV-XV вв.


 

Церковь Санта Мария Глориоза дей Фрари (или просто "Фрари") - церковь францисканцев (отсюда название "frati, frari" - "братья-минориты"), построенная во времена усиления влияния францисканского ордена в Венеции.
 

Выполнена в стиле венецианской готики. Величественное внутреннее помещение с характерными сводами разделено 12 колоннами на три нефа. В конце центрального нефа располагаются великолепные деревянные хоры с искусной резьбой (XV в.).
 

Церковь украшают творения великих мастеров, среди которых – знаменитые «Вознесение девы Марии» и «Мадонна Пезаро»Тициана, триптих «Мадонна с младенцем и святыми» Джованни Беллини.
 

В церкви похоронены Тициан и скульптор Антонио Канова (который покоится в им же самим спроектированном мавзолее).
 

San Polo 3072, Venezia

basilica@basilicadeifrari.it

www.basilicadeifrari.it
 

Базилика Санта Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute)


 

Санта Мария делла Салюте - одна из немногих венецианских церквей, построенных по прямому волеизъявлению венецианского Сената. Она посвящена Деве Марии (Исцеляющей), в благодарность за избавление Венеции от жесточайшей эпидемии чумы, поразившей город в VII веке.
 

Церковь занимает почётное место на берегу Большого Канала (Canal Grande) и является непременным атрибутом всех фотографий, сделанных с моста Академии.
 

Архитектурное решение, выбранное юным, но талантливым архитектором Бальдассаре Лонгена, было революционным для его эпохи. Восьмиугольное основание, два купола, две колокольни - монументальное строение, покрытое светлым истрийским камнем и украшенное колоннами и статуями, словно огромный свадебный торт возвышается над окружающими его домами.
 

Внутренние помещения церкви (центральный зал, окруженный шестью капеллами) украшают картины Тинторетто и Тициана, а центральный алтарь, спроектированный всё тем же Лонгеной, оживляют скульптуры Джусто Ле Курта (Giusto Le Court), фламандского скульптора, последователя Бернини.
 

21 ноября каждого года базилика становится центром паломничества. В этот день отмечается праздник, посвященный Мадонне Исцеляющей (Festa della Madonna della Salute) и тысячи венецианцев отправляются в базилику, чтобы поставить там свечку. Специально по этому случаю между двумя берегами канала сооружается понтонный мост.
 

Campo della salute, Dorsoduro, Venezia

www.seminariovenezia.it
 

Церковь Мадонна дель Орто (Chiesa della Madonna dell’Orto)


 

Эту церковь без преувеличения можно назвать церковью Тинторетто. Знаменитый живописец жил неподалёку, стены церкви украшают его картины (наиболее знаменитые из которых «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд») и сам он похоронен здесь же.
 

Церковь построена в XIV веке и реконструирована в XV, а потому в её фасаде, выполненном из розового кирпича, угадывается переход от романского к готическому стилю и от готического к элементам Возрождения.
 

Помимо работ Тинторетто в церкви можно увидеть полотна Джованни Беллини и Чима да Конельяно.
 

Cannaregio 3512, Venezia

info@madonnadellorto.org
 

Церковь Сан Джованни и Паоло (Chiesa di San Giovanni e Paolo)


 

По величине, красоте и количеству хранящихся в ней шедевров эта церковь соперничает с францисканской «Фрари».
 

Здание церкви – классический пример венецианской готики. Внутреннее помещение поражает своим размахом –32 метрав высоту и более100 метровв ширину, три нефа.
 

Здесь можно увидеть картины Джованни Беллини, Пьяццетта, Веронезе и многих других известных художников.
 

Церковь примечательна и тем, что в ней нашли свое успокоение некоторые дожи Венеции, погребальные монументы которых дошли до наших дней во всем своем великолепии.
 

Castello 6363, Venezia

Tel.: +39 041 5235913

www.basilicasantigiovanniepaolo.it
 

Церковь Сан Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore)


 

Эта церковь, спроектированная великим Палладио в 1566 году, находится на одноименном острове, в том месте, где Большой Канал выходит к водам Венецианской лагуны.
 

Христианский храм, благодаря полёту фантазии Палладио, приобрел элементы языческих святилищ, как-то: портик с четырьмя колоннами, треугольный фронтон.
 

Внутренние помещения храма просторные и светлые, яркий солнечный свет поступает через отверстия в потолке, при проектировании которых архитектор взял за образец античные термы. Хоры украшают полотна Тинторетто.
 

После знакомства с церковью стоит подняться на колокольню (одну из немногих в Венеции, в которые разрешен вход), чтобы насладиться великолепной панорамой города.
 

Остров San Giorgio Maggiore 

(До острова можно добраться на вапоретто Linea 2 от Пьяццале Рома или ж/д вокзала).