«…остальное купим». Безопасность материального благополучия

«Кидалово» от производителя Как сказал не то Ротшильд, не то Рокфеллер, все, что можно купить за деньги, уже поэтому не дорого стоит. Им, рокфеллерам, не понять, что значит целый год копить на поездку в горы и вместо качественного тура получить некую хрень. А то и вовсе хрен... Могут ли вас стопроцентно обмануть? В смысле, взять деньги за фальшивый тур, фальшивые билеты, страховки и прочие опции и взамен не предоставить вообще ничего? Возможно все. Хотя, что-то давно уже не слышно о фактах оголтелого мошенничества на туристическом рынке, какими украшали новостные ленты «сводки с полей» начала 1990-х годов, когда лже-турфирмы собирали деньги, а потом исчезали, оставив на память следственным органам штабеля паспортов в брошенных офисах. Нынче мы наслаждаемся результатами глобального естественного отбора на туристическом рынке – это когда полные «отморозки» друг друга перебили, неполных отправил в Лету дефолт 1998 года, а пережившие его серьезные и приличные компании продолжают эволюционировать в направлении мировых стандартов. В общем, нынче все стало как-то цивилизованнее. Если вас где-то по мелочи и кинут, то сделают это изящно – вы и не заметите. Например, страховка. Вы думаете, что вот, дескать, заплатили турфирме за общий тур, получили в составе пакета документов горнолыжную страховку и, типа, застраховались? Щас! Это вы застраховались только в том случае, если ваш туроператор – уважающая и вас, и, в первую очередь, себя компания, дорожащая своей репутацией. Тогда можете расслабиться и шутки ради оторвать себе голову – вам ее по страховке немедленно пришьют обратно, в ближайшем медпункте. Но среди продавцов страховок бывают... – нет, в это невозможно поверить, но они таки бывают, – откровенные ли, латентные жулики, которые вам за ваши двадцать евро продали не страховку, а бланк страховки. «Но как же так! – воскликнет оторванная голова, узнав от хирурга, что он ее пришивает за ее же деньги потому, что страховка не работает. – Как это может быть? Вот бланк, вот печать...» А ей и объяснят, что для того, чтобы ваша страховка заработала, страховой агент, в качестве которого выступает турфирма, должен отнести корешок от страхового полиса в страховую кампанию, иначе как же она о вас узнает. Они, мерзавцы, так и норовят оптимизировать свои расходы, не оплачивая страховые случаи, прибегая ко всяким уловкам. Обратите внимание, что гласит реклама, к примеру, того же «Ингосстраха». «Ингосстрах платит». (Точка). «Всегда». (Точка). Предполагается. что те компании, которые не есть «Ингосстрах», либо не платят, либо платят не всегда. То есть смысл этой рекламы такой – все вокруг – сами знаете в чем, один «Ингосстрах» – в белом. «Везет же «Ингосстраху». Подобные игры разума в рекламе основаны на том, что массовый потребитель продукта – то есть вообще все, знают контекст и, читая текст, читают подтекст. А контекст, увы, такой – в самом деле, из тех, кто должны платить, платят не все и не всегда. Думаете, почему в рекламе страховых компаний шрифт такой крупный-крупный, а в страховых договорах – такой мелкий-мелкий, еще даже мельче, чем в разъяснениях условий по процентам, коими банки снабжают бумаги по кредитам. Будь их воля, они вообще бы их писали тайнописью и симпатическими чернилами. Именно поэтому многие застрахованные персонажи договоры со страховыми компаниями впервые читают не сами, – их им читают больничные сиделки.

Но мы сейчас не говорим про получение в страховом случае законных денег от страховых компаний. С ними все понятно – запаситесь мощной лупой и читайте договор внимательно. Мы про более серьезную проблему – про жуликов-посредников, которые, продав вам заполненный бланк договора, не торопятся заявлять о нем страховой компании. Вот и получается, что страховка как бы есть, но ее как бы нет. Что делать? Вспомнить про поговорку «поздно пить боржоми, когда почки отказали» и не полениться позвонить в страховую компанию, проверить, действует ли ваш полис. В противном случае ваша пришиваемая хирургом голова обязана поинтересоваться стоимостью операции прямо на операционном столе еще до того, как доктор сделал последний стежок. Если сумма окажется не совместима с дальнейшей жизнью, голове будет еще не поздно изловчиться, перекусить нитку и проглотить иголку.

Итак, то, что зависит в первую очередь от вас самих – это: 1) выбор туроператора и турагента; 2) обязательное оформление реальной горнолыжной страховки; 3) преодоление соблазна залезть туда, где страховка не действует.

Все остальное, что с вами может приключиться как в горнолыжном, так и в любом другом путешествии, – на то воля случая, его не предусмотришь. И все-таки, кое-что из досадных неприятностей можно предупредить, или поступить таким образом, чтобы смягчить удар судьбы. Смотрим по сторонам, наблюдаем наиболее распространенные форс-мажорные обстоятельства и рассуждаем по принципу: «А не минёт ли меня чаша сия»? И, представляя, что она таки не минёт, играем с судьбой на опережение.

А не потерять ли нам документы? Терять документы, особенно заграничные паспорта в момент нахождения за границей, – занятие препротивнейшее. Но не настолько, чтобы себе испортить отпуск. Конечно, утеря паспорта вам его слегка подпортит, но есть же разница между «подпортить» и «совсем испортить»? Есть, и не только лингвистическая. Так вот, пока вы свой паспорт со свежей шенгенской визой не потеряли, сканируйте его первую страницу и действующую визу, а заодно и страховой полис, и пошлите ее самому себе на электронный почтовый ящик с экс-территориальным доступом. Еще лучше отправить туда копии всех ваших основных документов, за исключением разве финансовых и особо секретных. В случае необходимости (утери или, когда просто надо, а под рукой нет) заходите из ближайшего интеренет-кафе в свой gmail, hotmail, mail.ru или yandex и распечатываете копии, которые предъявляете в полиции, куда вы обязаны обратиться с заявлением о пропаже паспорта, и на паспортном контроле аэропорта, при возвращении. И катайтесь себе дальше, только не переживайте. Вернувшись домой, оформите свой загранпаспорт заново. Все равно раз в пять лет его менять. Штрафов за его утерю законодательством не предусмотрено.

Банковская карта не вечна, даже если онa бесконечна Желательно иметь такую банковскую карту, которую не только бы заблокировали при утере по звонку, но и, срочно восстановив, прислали бы вам в любое место мира. На тот период, пока вы этим занимаетесь, у вас всегда должны быть какие-то деньги – либо наличные, либо в travel-чеках, либо на другой карте, которая также может быть заблокирована как по злому умыслу хакеров, так и по недоразумению. Вот пример подобного недоразумения, случившегося с одним из автором в аэропорту Турина, в канун туринской зимней Олимпиады.

Пример из жизни Мы хорошо откатались на курортах в Доломитовых Альпах (Восток северной Италии), а наш обратный перелет в Россию был из аэропорта Турина. Трансфер был длительным и раним, из отеля выехали, не позавтракав, так что ощущалась физиологическая потребность в капучино. Тем более, что до следующей поездки в Италию о настоящем капучино можно было забыть. (Ну где в Москве умеют готовить настоящий капучино на сливках, особенно за 1,5 евро?) Трансфер длился семь часов, и по дороге мы пили кофе во множестве кафе на автозаправках. Евро, как бумажные, так и железные, у меня давно кончились, и за кофе я платил кредитной картой «Райффайзен» банка. До тех пор, пока на кассе очередного из придорожных кафе не возник некий сбой. Кассир катал карту взад-вперед раз тридцать, потом швырнул ее мне на прилавок: «Не работает»! Ну, не работает, так не работает... А в туринском аэропорту едва я вставил карту в банкомат, как он ее изъял и написал на мониторе следующее: «Изъято по причине троекратно неправильно введенного ПИН-кода». Можно только представить, что бы я почувствовал, случись это не на вылете, а на прилете. Тогда я еще имел глупую привычку летать вообще без наличных денег.

В случае утери ключей Если живете в отеле, оставляйте ключи на ресепшене, особенно если они не электронные. Но бывают отели, в которых вход, как и ресепшен, запирается на ночь. Тогда ключи следует брать с собой, а также бумажку с кодом, открывающим входную дверь с 00.00 до 06.00. Потерять ключи от номера, проживая в отеле, не так драматично, как если бы вы проживали в апартаментах. Там вообще нет ресепшена. Поэтому, получая ключи в момент заселения, запишите телефон человека, хранящего дубликаты ключей. Иначе придете ночью с дискотеки без ключей и придется вам ночевать под собственной дверью. В противном случае отделаетесь лишь чувством неловкости перед хранителем ключей, которого вы поднимете своим звонком с постели среди ночи.

В случае утери багажа Никто не может гарантировать, что наши чемоданы, сданные в багаж, долетят вместе с нами. Утеря багажа, по всей видимости, – неизбежная издержка в системной организации авиаперевозок. Какие-то вещи находят, а какие-то пропадают безвозвратно, и тогда наступает страховой случай – компания-перевозчик, приложив все усилия для розыска и убедившись в безнадежности, спустя четыре месяца выплатит вам жалкую компенсацию по 20 долларов за килограмм, то есть 400 долларов за стандартный 20-килограммовый чемодан. Иными словами, для того, чтобы удовлетвориться компенсацией такой неслыханной щедрости, утерянный багаж должен состоять сплошь из опилок, уложенных даже не в чемодан, а в копеечную «челночную» сумку.

И все же и этот риск мы можем свести к минимуму так же, как повысить шансы на успех в процессе розыска утерянных вещей. Мало кто представляет, как важно отрывать старые багажные бирки и этикетки прежде, чем на стойке регистрации багажа к вашему чемодану приклеят новые. Именно наличие старых этикеток со штрих-кодами приводит в замешательство багажно-сортировочных роботов, и они отправляют вещи в самых невообразимых направлениях. Если, допустим, вместо Женевы ваш чемодан улетел в Рио-де-Жанейро, где заботливые грузчики у него оторвали лишнюю бирку да не ту, можно быть уверенным, что его там никто никогда не найдет, даже если будут искать. Для того чтобы сумку, чемодан или рюкзак сотрудники служб розыска багажа смогли найти по описанию, которое вы непременно должны оставить по заданной форме, он должен чем-то выдающимся отличаться от остальных миллионов утерянных чемоданов, до изумления одинаковых в своем многообразии. Например, на фоне стандартной черно-коричневой чемоданной массы сложно не заметить единицу багажа кислотно-желтого цвета. Чтобы не любоваться всю жизнь эдакой «акварелью», ваш чемодан может быть вполне обычным или вполне эксклюзивным хоть из крокодиловой кожи. Но ничто не мешает завести внешний чехол люминесцентных расцветок и бирку с гравировкой вашего адреса и телефона. Плотный внешний чехол как таковой избавит чемодан от механических повреждений. Его тропическая боевая раскраска помешает портовым грузчикам интересоваться его содержимым, так как, во-первых, все мелкокриминальные формы любопытства удовлетворяются путем не эпатажа, но мимикрии, во-вторых, если у вас чемодан вызывающе дорогой, чехол скроет его стиль и респектабельность, являющуюся для воров первой наводкой. В случае утери багажа авиакомпанией, вам будет легко его описать, а тем – разыскать. При выдаче багажа вы его не пропустите на ленте транспортера.

Багаж отправляющегося на курорт горнолыжника – специфический. Это больше, чем просто багаж. В случае его потери авиакомпанией, даже его последующая успешная находка, не говоря уже о тех жалких грошах, который выплатят в качестве «компенсации», не в состоянии снять досаду от испорченного катания. Ведь, если у вас потеряют лыжи и ботинки, кататься придется на арендованных, а если потеряют чемодан, придется арендовать и одежду, что совсем обидно, особенно когда у вас она своя, новенькая, специально выбиравшаяся на сайтах, в каталогах, магазинах… Может быть, имеет смысл лететь, одетым в горнолыжную куртку, а теплые вещи – флиску, термобелье, перчатки, маску взять с собой в ручную кладь? Паранойя, скажете? Может быть. Но лишняя осторожность не будет лишней, тем более, когда она не требует особенных усилий. И потом, если у вас еще нет паранойи, это еще не значит, что вас не преследуют.

Время ли разбрасывать вещи? Знаете, чем промышляют дети горных селений, в угодьях которых проложены канатные кресельные подъемники? Едва сходит снег, они отправляются на прогулку, следуя вдоль тросов канаток, и собирают все, что зимой обронили с подъемников туристы. Предметный мир лыжника на подъемнике специфичен в своем разнообразии. Самые распространенные предметы, падающие с горнолыжных подъемников – это фляжки с коньяком и мобильные телефоны. Далее следует все остальное – перчатки (обычно по одной), кошельки, блокноты, браслеты, часы, авторучки, рации, фотоаппараты, лыжные палки, аптечки, очки, ключи, скипассы. Потери эти восполнимы, и, по крайне мере, они не стоят того, чтобы прыгать за ними в пропасть, если, конечно, в пропасть летит золотой «Брегет», не показывающий, но исчерпывающий все время вашей жизни настолько, что жизнь без него немыслима. Ну, тогда за «Брегетом» прыгайте. А если не прыгать, но и не обрекать себя на мировую скорбь, – просто не катайтесь в золотых «Брегетах».

Воруют ли в Альпах лыжи? Этот вопрос мы задавали горнолыжной полиции на склоне в Валь-ди-Фьемме, и они на него ответили утвердительно. Воруют. Но, очевидно, не так часто, как в «горячих точках» планеты. Обычные лыжи вряд ли кого-то сподвигнут на криминальный поступок. Если лыжи у вас дорогие, или, пуще того, эксклюзивные, следует принять меры предосторожности. Прежде всего, располагаясь за столиком кафе, ставьте их так, чтобы не выпускать из виду. Некоторые оставляют лыжи в разных местах. В ряде мест лыжные стойки оснащены блокираторами с залоговой стоимостью. Можно озаботиться и обзавестись своим. Компания Burton и ряд других выпускает тросики-блокираторы, которыми можно привязать лыжи или сноуборд к любому столбу.